Фестиваль «Алые паруса» - это ежегодный праздник для выпускников средних общеобразовательных школ. Мероприятие проводится ежегодно в Санкт-Петербурге, в ближайшую к самой короткой ночи в году субботу (18-25 июня).

История

Выпускной вечер «Алые паруса» впервые был проведен 27 июня 1968 года. Идея мероприятия родилась в стенах «Дворца пионеров имени Жданова», располагавшемся на Невском проспекте. Сейчас это «Дворец творчества юных». Инициаторами стали директор Дворца пионеров - Чернякова Галина Михайловна и ее заместитель – Буланкова Лидия Петровна.

Питерские выпускники с давних времен традиционно прогуливались по набережной вдоль Невы, наслаждаясь восхитительным видом, беседовали о будущей жизни, делились планами. Именно это место и было выбрано организаторами первых «Алых парусов».

Праздник был проведен под руководством режиссера БДТ Товстоногова Георгия Александровича. Главной сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовым мостами. Самым трогательным моментом стал выход судна под алыми парусами, на борту которого стояла Ассоль, героиня произведения Александра Грина «Алые паруса».

В истории праздника была пауза с 1979 года по 2005 год. Говорят, что это было связано с тем, что подвыпившая молодежь устраивала стычки друг с другом. По другой версии, закрыть праздник приказали сверху, так как мероприятие стало настолько грандиозным, что умоляло праздники в столице.

алые паруса

Как бы то ни было, в 2005 году «Алые паруса» снова радуют выпускников. Мероприятие внесено в реестр мирового событийного туризма и рекомендовано к посещению в 20 европейских странах.

Ежегодно посмотреть на «Алые паруса» приезжают более миллиона человек, причем большую часть из них составляют туристы из других стран. А школьники Санкт-Петербурга ждут этот праздник вступления во взрослую жизнь с первого класса.

Даты для проведения торжественного мероприятия изменяются каждый год, именно поэтому желающие попасть на «Алые паруса» должны заранее поинтересоваться днями его проведения.

Дата проведения «Алых парусов» 2018 – 23-24 июня. Программа здесь.

Проведение праздника

Программа выпускного «Алые паруса» всегда неизменна. Примерно в 22.00 происходит театрализованное представление, как пролог к празднику, задающий тематику, которая всегда разная.

Вторым этапом, по уже сложившейся традиции, становится красочный и шумный фейерверк. Салют прогремит над водами Невы уже после полуночи – ориентировочно в промежуток с 00.30 до 01.00 часов, самое темное время петербургской белой ночи.

Салют сопровождается музыкой, подобранной с учетом основной темы праздника. Ну и третий, главный этап всего мероприятия – выход парусника под алыми парусами. Именно это событие и дало название всему празднику.

Интересные факты

«Алые паруса» — единственный в мире праздник такого масштаба, посвященный выпускникам школ, и единственный в России праздник, занесенный в реестр мирового событийного туризма и рекомендованный к посещению почти в 20 странах Европейского Союза.

Произведение «Алые паруса» было написано в Петрограде. Александр Грин творил его в 1923 году, черпая романтические настроения и идеи именно на невских берегах, на Невском проспекте. Считается, что портрет Ассоль он «списал» с незнакомки из сверкающего (ещё дореволюционного) магазина на Невском, сохранив его в памяти в свой первый визит в Петербург в 1906 году, а с капитаном Греем отождествлял себя.

На пошив первых алых парусов ушло более 500 квадратных метров ярко-красной ткани.

В 2010 году «Алые паруса» посетили 3,5 млн человек. В дни проведения праздника число иностранных туристов, прибывших в Санкт-Петербург, в 2,5 раза превысило норму среднестатистического посещения города в данный период времени.

фейерверк на алые паруса

Музыка. Гимн Ассоли и Грэя

Музыкальным символом праздника стала увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». Характерно, что на всех «Алых парусах» использована музыка исключительно русских и советских композиторов. Часть ораторий была написана специально для «Алых парусов». 

Награды

В 2016 году «Алые Паруса» вошли в число финалистов единственной европейской премии событийного маркетинга — European Best Event Awards — в пяти номинациях: «Лучшее культурное событие», «Лучший социальный проект», «Лучшее торжественное событие», «Лучшее городское событие» и «Лучшее событие, ориентированное на клиента». По итогам проект был признан лучшим событием в номинации «Лучшее городское событие» и занял второе место в номинации «Лучшее культурное событие».