Данное исследование основывается по большей части на труде Н. И. Непомнящей «Психодиагностика личности», в котором личность ученика рассматривается с разных сторон ее взаимодействия с учителем. Именно поэтому в качестве материала для проведения эксперимента была выбрана методика, представленная в указанной книге, под названием «Три вопроса».

Методика включает в себя три ключевых вопроса:

  1. Что для Вас в жизни является самым главным?
  2. Что Вы любите больше всего на свете?
  3. Чем Вы больше всего любите заниматься?

Эти вопросы ориентированы на выявление самых основных ценностно-смысловых ориентаций детей, которые заложены в их сознании. Однако несмотря на то что представленные вопросы могут показаться довольно простыми, с первого взгляда, они заключают в себе серьезную функцию и могут стать проблемными на некоторых отвечающих. Первый вопрос о самом важном объекте или субъекте в жизни как раз сразу ставит отвечающего в подсознательно конфликтную ситуацию, потому что в данном случае действительно необходимо определиться, о чем пойдет речь: об объекте или о субъекте. Для детей переходного возраста проблема такого определения является одной из главных, так как именно в этот период жизни ребенок  осознает ценность вещи и очень часто «неправильно» расставляет приоритеты. Безусловно, самую большую опасность представляет  ответ, выражающий объект, это часто говорит о том, существует определенная проблема, которую необходимо решить путем индивидуальной работы с ребенком.

дети ориентиры ценности

Второй вопрос, касающийся того, что ребенок больше всего любит, несомненно пересекается с первым, но если первый охватывает более широкий спектр взглядов: жизненную позицию в целом, то второй относится к более узкой сфере жизни человека, скорее к повседневной, чем к глобальной (однако не всегда: все зависит от мировоззрения ребенка).

Третий вопрос о любимом занятии помогает выявить те направленности ребенка, которые не всегда возможно увидеть в учебном процессе, но которые необходимы для понимания целей учащегося, причем не только сиюминутных, но и жизненных. Данный вопрос, несомненно, тесно связан с первым и со вторым, так как более конкретно описывает первые ответы.

В ходе эксперимента был проведен онлайн-опрос среди учащихся шестых классов возраста двенадцати и тринадцати лет. В опросе поучаствовало двадцать человек.

Проведение опроса в формате онлайн имеет определенные преимущества для отвечающих, так как у них есть неограниченное количество времени на раздумье, более того, такой опрос можно проходить дома, а значит, нет внешних факторов, которые могут составлять дискомфорт  или определенное давление.

По результатам опроса можно подвести следующие итоги: девяносто процентов опрашиваемых ответили, что самым важным для них является семья и  друзья, два процента ответили, что для них важнее всего здоровье близких. Только восемь процентов детей ответило, что для них наиболее важным в жизни является стремление хорошо закончить школу.

90 %

Семья, друзья

8 %

Хорошо закончить школу

2 %

Здоровье близких

Более того, один процент ответивших сообщили, что они не могут  дать однозначный ответ на данный вопрос.

Второй вопрос вызвал большее расхождение в ответах: только сорок процентов учащихся упомянуло семью, родителей,  пятьдесят процентов говорили о своих увлечениях, хобби, интересах, десять процентов сообщили, что они не могут ответить однозначно или не знают.

50 %

Увлечения (хобби)

40 %

семья

10 %

не могут ответить

На третий вопрос ответили абсолютно все участник опроса. В данной графе наиболее распространенным ответом был ответ, касающийся личных увлечений (в основном упоминался спорт). Единицы детей отвечали, что они любят читать книги или заниматься рукоделием в свободное время.

Учитывая полученные данные, можно утверждать, что общая тенденция довольно положительная, в силу того, что превалируют моральные ценности над материальными. В большинстве случаев субъектные отношения оказываются на первом месте, а объектные на втором, это говорит о том, что общая направленность жизненных позиция детей устремлена на духовной рост и характеризует их как личность, которая формируется в «правильном» направлении, без особенностей, которые требуют немедленного вмешательства и индивидуальной работы с ребенком.

Однако необходимо отметить, что ценности детей касаются более конкретных вещей, именно поэтому им не всегда представляется простым отвечать на более абстрактные вопросы: в этом месте происходит расхождение ценностей и отношения к ним учителя и ученика. Но такие результаты в первую очередь характеризуются возрастом.

Общая статистика говорит о том, что дети разделяют самые распространенные и привычные интересы молодых людей, среди которых: просмотр сериалов, чтение книг, общение с друзьями, занятие любимым видом спорта. Перечисленные особенности, однако, не встают над основными жизненными ценностями и не преуменьшают их роль. Данное наблюдение подтверждает тот факт, что человек, находясь в повседневной обстановке привык жить тем, что составляет его деятельность, но в ситуации нестандартной или экстренной будет действовать согласно основным ценностно-смысловым установкам.

Вывод: Практическое исследование ценностных ориентаций школьников дает нам понятие об общих установках детей.

В первую очередь, результаты исследования подтвердили тот факт, что дети в подростковом возрасте мыслят более конкретно, именно поэтому их ценностные ориентации в некоторых областях отличаются от ценностей взрослого человека, в данном случае, учителя. Более того, исследование доказало, что детям очень часто трудно отвечать на абстрактные вопросы. 

Однако можно утверждать, что дальнейшая работа с детьми относительно этой области и установка контакта должна проходить успешно, так как ценности детей соответствуют не только общечеловеческим ценностям, но и особенностям других детей.