Авторская статья
103
12
0

Аттический календарь.

     Возникновение календаря как упорядоченной системы присуще скорее после возникновения цивилизации, а также тесно связано с письменностью. В греческой же культуре календарь возникает до письменности, основываясь на общих представлениях и наблюдениях. Отсюда и ориентация на небесные светила. Посредством развития цивилизации развивается и четкая система смены сезонов.

     Греки, прежде всего, – земледельцы. Для подобных культур характерен, звездный календарь с наложением на него лунного, но при этом нельзя отрицать влияния солнца.

     Итак, древнегреческий календарь – это лунно-солнечный календарь, по которому год состоял из 12 месяцев и делился на 2 сезона: по 5 и 7 месяцев. Каждый из них носил собственное название непосредственно связанное с празднованиями в этот период. Примерно раз в три года добавлялся еще один месяц (второй Посейдеон или Скирофорион). Чаще всего месяц делился на три декады, и счет велся по дням в декаде. Количество дней в месяце несколько варьировалось, в частности от 29 до 30 (в итоге в году получалось 354 дня). 

     Разделялся гражданский и лунный календари. Гражданские месяцы считались либо полными, т. е. состоящими из 30 дней, либо пустыми, т. е. состоящими из 29 дней. 

     По мере упорядочивания и становления календаря (примерно в 5-ом веке до н. э.) был введен 8-летний цикл, в котором 1 месяц добавляли в 3-м, 5-м и 8-м году. 

 

Афинская календарная система.

     Афины – один из главных городов-государств. Греческая культура опиралась на демократичный полис, в связи с этим основным календарем Аттики можно назвать именно афинский.

    Каждый месяц носил свое название, согласно празднику. При этом названия месяцев в разных городах могли отличаться.

Итак, согласно Афинам, месяцы носили следующие названия:

  1. Гекатомбеон (июль – август)
  2. Метагейтнион (август – сентябрь)
  3. Боедромион (сентябрь – октябрь)
  4. Пианепсион (октябрь – ноябрь)
  5. Мемактерион (ноябрь – декабрь)
  6. Посейдеон (декабрь – январь)
  7. Гамелион (январь – февраль)
  8. Антестерион (февраль – март)
  9. Элафеболион (март – апрель)
  10. Мунихион (или Артемизион) (апрель – май)
  11. Таргелион (май – июнь)
  12. Скирофорион (июнь – июль)

     Год мог начинаться в разных частях Греции в разное время. В Афйинах отправной точкой считалось первое новолуние после летнего солнцестояния.

     Календарь у греков, несомненно, был связан со сложной системой праздника. Праздник был важен для народа, так как не просто формировал мироощущение, чувство ритма природы, но способствовал своеобразному перерождению, обновлению и очищению. Со сменой времени года был связан и определенный ритуал в честь какого-либо бога. 

    Точной даты возникновения Панафеней (панафинейских игр) неизвестно.  Делились Панафенеи на большие и малые. Малые проводились каждый год в месяц Гекатомбеон (с 25 по 27), большие или Великие (с 21 по 29) каждые 4 года. Великие панафенеи представляли они из себя сочетание жертвоприношений и состязаний (атлетических и конных), началу которых предшествовали музыкальные агоны.

     Метагейтнион имел 2 праздника: Гераклион и Метагинтнии.

     С богиней земледелия Деметрой были связаны Элевсинии (Бойдромеон).

     В месяц Пеонепсион праздновались Фасмафории (5 дней в начале октября) – праздник добропорядочных женщин. Во время всего праздника соблюдался пост – голод и целомудрие. В заключительный день богине Деметре (на Галимуте) приносились дары за совершенные проступки во время праздника.

     Мемактерион знаменовался подношениями Зевсу.

     В Посидеон/посейдеон были празднования в честь Диониса как бога виноделия – сельские Дионисии (жители играли в игру «Асколья»).

     Гамелион известен как месяц празднования Гамелий – праздника в честь уз брака и покровительствующих ему богов.

     На конец февраля – начало марта (Антестерион) приходились Антестерии. Один из важнейших праздников – поминовение умерших, а также пробы вина и праздник цветов. Его корни достаточно глубоки, так как упоминания о нем присутствуют еще в части сохранившихся ферейских фресок. Все храмы были закрыты, кроме храма Диониса в Линее (он открывался, наоборот, именно на 2 день Антестерий).

     Следующий месяц – Элафеболеон – также был посвящен Дионису – Великие Дионисии, праздновавшиеся 5 дней. Это были торжественные «театральные состязания» поэтов и драмматургов, на которых с 6-го века ставились трагедии, а с 5-го комедии.

     Мунихион (или Артемизион) – апрель - май – был посвящен Артемиде Бравронской. Отсюда название праздника – Бравронии. Праздновались раз в 4 года в Афинах. (Можно назвать этот праздник важным для женщин, точнее для девочек 9-13 лет, которые будучи выбранными жрицами в последствии могли стать конефорами или арифорами. Они будто переходили из одного состояния в другое: из дикарки в невесту).

     Таргелии (6-7 числа месяца Таргелиона) являлись одним из важнейших праздников. Праздник Аполлона как бога солнца и урожая. Начинались они с принесения жертвы и заканчивались очищением святилища Афины, в том числе и ее статуи.

     В самый жаркий месяц – Скирофорион – праздновались Скирофории – праздник зонтов. Зонтик – символ божественной защиты посевов от знойного солнца. 

     Проследив этапы возникновения календаря и сопоставив сохранившиеся свидетельства древнегреческой культуры, можно сделать вывод о мировоззрениях греков как мифо-ритуальной системе со сложным циклом смены сезонов, ориентированным, в первую очередь, на новолуние. А также о неразделимости календарного месяца и праздника.

 

 
Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: