В современном литературоведении (см. литературоведение) термин «автор» употребляется в нескольких значениях.

Значения термина "автор"

- биографический автор, и тогда в этом случае имеем ряд похожих терминов: автобиография, авторское право, литературный «призрак», последняя авторская воля, авторизованный перевод и т.д.

- автор, непосредственно в художественном произведении.

В последнем случае существует два пути, подхода к автору.

Первый заключается в том, что автор может быть эксплицитным, иначе – структурно выраженным, то есть, автор способен изображать себя в числе персонажей. Он может изображать себя в форме первого лица, может создавать специально образ повествователя, рассказчика.

Формы присутствия автора могут быть разные. Ему необязательно быть рассказчиком, не обязательно быть одним из персонажей, и, тем не менее, мы всё равно чувствуем его присутствие. В данном случае будет осуществляться второй подход. Автор будет имплицитным, иными словами скрытым, структурно невыраженным. Тогда речь всё равно идёт об образе автора, его взгляде на героев, на окружающий мир. Образ автора можно анализировать также имманентным способом, то есть, без привлечения внетекстовых связей.

Изучению образа автора занимался академик Виктор Владимирович Виноградов, который посвятил несколько работ автору имплицитному. А собственно проблему автора, авторской позиции поставил Борис Осипович Корман. Именно он предложил методику анализа образа автора.

Анализ образа автора

Таким образом, Корман обращает внимание на физическую точку зрения, физическое местонахождение автора; субъектную организацию текста и манеру повествования.

Он разделяет формально-субъектную и содержательно-субъектную организации текста. Первая, формально-субъектная организация, определяет, от какого лица ведется повествование в тексте. Вторая же, содержательно-субъектная, представляет собой то, в чьём восприятии даются события, кто их видит.

Корман предлагает также учитывать отношение автора к героям, которое проявляется через приёмы создания образов; композиционные средства, а именно – в какой последовательности изображаются события и тогда ясно, что для автора является главным в произведении.

Споры о роли автора

О роли автора ведутся споры. Западные литературоведы считают, что фигура автора менее важна, чем фигура читателя, в сознании которого рождается идея. Эту точку зрения воплотил французский философ-постструктуралист Ролан Барт, написав эссе «Смерть автора». Главную идею данного эссе несёт утверждение о том, что написанное и создатель не имеют отношения друг к другу.

По Барту автор – лишь писатель, не более. И его назначение – это «производить», но не объяснять. Каждая книга «всегда написана здесь и сейчас», создается заново при каждом новом прочтении, потому что источник смысла лежит исключительно в «языке самом по себе» и во впечатлениях читателя.

Однако факт присутствия автора в любом произведении отрицать нельзя. Николай Михайлович Карамзин писал: «Автор отражается в каждом произведении, независимо от его желания». Поэтому и следует говорить об авторской позиции в художественном произведении, независимо от того, ярко ли она выражена и в какой степени.