В последние годы особенно активно ведутся споры вокруг современного образовательного процесса. Подобный интерес связан с изменениями и нововведениями в школьной системе образования, ориентированные на западноевропейскую традицию. Несомненно, существует большое количество преимуществ и недостатков, которые и становятся предметом обсуждений и споров. В то же время, не стоит забывать об альтернативных образовательных элементах, которые появлялись и появляются на протяжении всей истории человечества. 

Начиная с 20 века, в мире активно разворачивается вопрос о создании нестандартного типа общеобразовательного учреждения, который бы учитывал все особенности психологии ребёнка, не нарушая ее последовательного развития, и при этом учитывал особенности образовательного процесса. Именно поэтому возникают такие педагогические системы, как: школа Монтессори, методика А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. О каждой из них можно довольно долго говорить подробно, но мы не будем делать этого в данной статье. Здесь хотелось бы рассказать о феномене авторских школ как уникального явления в образовательной системе.

Так как педагогика всегда искала новые, более продуктивные методы обучения детей разного возраста, в процессе  такого поиска создавались различные альтернативные системы, которые предлагали совершенно нестандартные, порой скандальные формы образовательных проектов.

О методе Монтессори говорят и по сей день, многие учреждения активно используют элементы данной методики в своей практике. Несомненно, все помнят выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского, который стал создателем образовательной системы, основанной на принципах гуманизма. Нужно заметить, что этот принцип становится фундаментом современных образовательных технологий.

Однако нельзя утверждать, что все перечисленные школы и методики успешно «прижились» в нашей жизни. Мы можем выделить лишь некоторые элементы, заимствованные и отчасти развитые в современном образовательном пространстве. Споры на тему подобных нестандартных проектов ведутся и в настоящее время, так как с одной стороны авторские школы предлагают очень гуманный, ценностно-ориентированный подход к обучению, учитывающий особенности психологии ребенка в соответствии с его возрастным развитием. С другой стороны данные методы являются довольно смелыми и не отработанными на практике, что свидетельствует о риске неудачного результата в процессе обучения детей.

Скорее всего, такие дискуссии будут продолжаться на протяжении следующих десятилетий (как и споры о целесообразности ЕГЭ, ОГЭ и т.д.)  Однако, на мой взгляд, именно идея авторской школы (в ее изначальном виде) является очень перспективной, нужной и имеющей право на жизнь. Именно такой подход, основанный на гуманистической теории, нестандартной схеме обучения и новаторских методиках, может открыть колоссальное количество возможностей для совершенно нового великого и эффективного развития системы образования; подход, который способен открыть дверь в целый «мир» и перевернуть нынешние представления об обучении детей разног возраста.