В дизайне существуют свои законы и принципы, которых желательно придерживаться. Дизайн - это искусство, поэтому ни в коем разе не нужно принимать эти принципы как нерушимые. Главное - гармония, и некоторые отступления от принятых шаблонов могут привести к очень красивому результату. В данной статье мы рассмотрим основные принципы, на которые стоит обратить внимание при проектировании сада.

Единство

Достижение единства должно быть одной из основных задач при проектировании дизайна сада. Часто единство легче понять, если рассматривать его вместе с повторением. Повторение формирует единство за счет многократного использования однотипных элементов в различных частях ландшафта (растений, групп растений, декоративных деталей). Поэтому единство может быть достигнуто за счет многократного использования одинаковых деталей или деталей обладающих схожими свойствами. При этом под свойствами можно подразумевать высоту, размер, текстуру, цветовые схемы и т.п.

Для того чтобы продемонстрировать это, давайте представим себе ландшафтный дизайн, в котором используется много ярких камней. Из плоских камней выложены и дорожки в воображаемом саду. Если один из камней дорожки будет иметь красный цвет и круглую форму, второй будет белым и квадратным и т.д., то ни о каком ощущении единства не может идти и речи. Никто не сможет сказать, что этот сад представляет собой нечто единое целое. Это один простой пример, но данный принцип должен применяться ко всем элементам ландшафтного дизайна, включая растения и их группы.

Но это вовсе не означает, что все элементы должны быть идентичными. Наиболее простой способ создать единство – сделать сад тематическим. А проще всего реализовать это, если воспользоваться нехитрыми элементами декора. Их можно купить готовыми, сделать самому или заказать у мастеров. Создавать тематический ландшафтный дизайн очень легко, если данная тема интересует вас, и вы готовы без конца погружаться в нее, и делиться своими знаниями в этой области с другими.

Если человек увлекается бабочками, то, создавая свой тематический сад, он будет высаживать растения, привлекающие бабочек, устанавливать скульптуры так или иначе связанные с бабочками, бабочки будут присутствовать в орнаментах и других элементах декора. В таком случае весь сад будет выглядеть единым, и любой человек без труда поймет, какая тема делает его таковым.

Единство можно выразить только через один из элементов ландшафтного дизайна (скульптуры, дорожки, скамейки и т.д.), но желательно, чтобы тематичность была более полной. Используйте сходные элементы для выражения главной идеи, добейтесь того, чтобы всё, что находится в саду, было в гармонии с этой идеей.

Понятие повторения напрямую связано с единством. Хорошо, когда в оформлении сада используются различные элементы. Но повторив каждый из них один или несколько раз можно усилить впечатление разнообразия.

Множество несвязанных друг с другом элементов, наоборот, создают впечатление хаоса и загромождения. Во всем важно знать меру. Большое количество сильно отличающихся друг от друга элементов не могут сделать сад интересным, они, наоборот, могут превратить прогулку по саду в утомительное и скучное занятие. Пусть в саду будет несколько различных элементов декора, но они должны повторяться, так или иначе. Только такой дизайн сада будет интересным для посетителей.

Простота

Простота является одним из важнейших принципов, применимых практически к любому виду искусств. Ландшафтный дизайн не является исключением.Оформляя собственный сад, старайтесь на первых порах использовать минимум элементов. Что-либо более сложное вы всегда сможете добавить позже, если, конечно, захотите сделать это.

Простота относится и к декоративным растениям. Остановитесь на двух, максимум трех, цветах, и используйте их повторения в различных участках сада. Таким образом вам удастся следовать как принципу простоты, так и принципу повторения.

Не стремитесь приобретать для сада все украшения и элементы декора, какие только видите в магазинах. Сдерживайте себя и оставайтесь в рамках выбранной темы оформления сада.

Простота относится и к мощности техники, используемой для подготовки поверхности. Хорошенько подумайте, прежде чем привлечь к организации террас тяжелые бульдозеры и экскаваторы. Может быть, естественный рельеф с извилистыми дорожками и лесенками будет выглядеть более привлекательно. А несколько валунов, валяющихся на участке, станут его изюминкой.

Готовя проект ландшафтного дизайна, стремитесь к простоте – это один из главных советов, следовать которому довольно легко. Не думайте, что настоящее профессионалы насыщают свои творения обилием изысканных форм. Наоборот, чем опытнее ландшафтный дизайнер, тем меньше средств ему требуется для создания желаемого эффекта.

Баланс

Баланс в ландшафтном дизайне означает примерно то же самое, что и в физике или, скажем, финансах. Только он не вычисляется с помощью формул, а основан на чувстве равновесия. В ландшафтном дизайне выделяют два основных типа баланса:

  • Симметричный,
  • Ассиметричный.

О симметричном балансе говорят тогда, когда приблизительно равные элементы садового дизайна расположены на примерно равном расстоянии друг от друга. Если сад разделить напополам, то обе половины будут иметь примерно ту же форму, размеры растений, цветовую гамму, форму клумб и газонов, скульптуры и т.п.

Вспомните счастливые дни в детском саду. Вы могли взять лист бумаги, сложить его напополам, развернуть, и разрисовать одну из половинок красками. После этого, пока краска не засохла, можно было сложить лист снова и плотно прижать обе половинки друг к другу. Если развернуть такой листок, то обе его половины будут напоминать зеркальное отражение друг друга. Примерно такой же внешний вид имеет сад, при создании которого дизайнер опирался на симметричный баланс.

Ассимтеричный баланс – это несколько более сложное понятие в ландшафтном дизайне. Хотя формы, цвета, текстуры и т.п. могут оставаться неизменными, формируя единство, размеры и расстояния между объектами могут изменяться. Иногда при построении ландшафтного дизайна с ассиметричным балансом используется две немного различающиеся темы, каждая из которых имеет свою изюминку и центр притяжения.

Может быть, кому-то легче понять асимметрию, если описывать ее такими словами, как несбалансированность, свобода форм, абстракция. При этом ни в коем случае нельзя забывать о единстве и повторениях некоторых элементов.

Интересным решением разделительной полосы между ассиметричными половинками сада может быть дорожка, цветник или газон, обе стороны которых имеют различное оформление, но при этом сохраняется единство, благодаря центральной части. Одна сторона может иметь неправильную волнистую форму, а ее границы будут размыты с помощью растений. Вторая же сторона будет ровной и четкой. Единство и баланс, заданные такой разделительной полосой, должны поддерживаться и другими элементами ландшафтного дизайна на обеих половинах сада. При правильном подходе, такой контраст может оказаться довольно интересным. Плавно изгибающиеся линии производят довольно приятное впечатление, но их сочетание с прямыми элементами может быть еще более красивым.

Еще одним распространенным примером является разделение сада на участок с большими тенистыми деревьями, и использование в оформлении второй половины низкорослых кустарников и цветов, а также газонов. Граница между этими половинами может быть абстрактной, такой, что не везде понятно, где заканчивается одна из них и начинается вторая. При этом помните о единстве, используйте в оформлении однотипные элементы. Это могут быть камни, цвета, элементы декора.

Неправильная форма участка вовсе не означает, что вашим единственным выбором является ассиметричный баланс. Можно выбрать именно такой вариант, и создать неповторимый, удивительно красивый сад. Однако, при желании, добиться симметрии можно в ландшафтном дизайне, реализуемом на участке любой формы и любого рельефа.

Добиться контраста и гармонии можно с помощью одних только растений. Виды с мягкими и опушенными листьями контрастируют с жестколистными. Круглые листья составляют контраст хвое. А сколько возможностей для создания контраста кроется в окраске цветов! Высота, цвет и текстура растений могут изменяться при переходе от одного участка сада к другому, но при этом они не должны терять собственную тематичность.

Цвет

Цвет добавляет в нашу жизнь дополнительное измерение и формирует интересные ландшафты. Теплые цвета, такие как красный, желтый или оранжевый создают ощущение того, что окрашенный в них объект находится к нам значительно ближе, чем это есть на самом деле. Холодные цвета (зеленый, голубой и пастельные) создают ощущение более дальней дистанции до объекта.

Варианты серого, черного и белого называют нейтральными цветами. Они служат прекрасным фоном для объектов, окрашенных в теплые тона. Но иногда, ощущение глубокого объема создается посредством размещения на заднем плане растений, окрашенных теплые тона и имеющих тонкую текстуру. При этом на переднем плане располагаются темные груботекстурированные растения.

Умелое использование цвета может визуально увеличить размер сада. Цвета часто используются для направления внимания в заданном направлении. Пятно теплого оттенка на фоне из холодных цветов обязательно привлечет взгляд.

Переходы

Естественные переходы часто используются в ландшафтном дизайне там, где необходимо избежать резких, рубленых границ. При этом, под переходами подразумеваются постепенные изменения. Данную концепцию легче проиллюстрировать, опираясь на высоту или цвет растений. Однако она применима к любым элементами и понятиям ландшафтного дизайна, включая текстуру растений, форму и размер листьев, очертания и размер всевозможных составных частей, используемых в оформлении сада. Другими словами, переходы достигаются посредством постепенного упорядоченного усиления или ослабления каких-либо свойств практически любых элементов.

Хорошим примером перехода является эффект, создающийся при постепенном изменении от больших деревьев к более низким, а затем кустарникам, полукустарникам и так вплоть до почвопокровных видов. Для создания такого эффекта требуются хорошие знания биологических особенностей и декоративных качеств большого количества растений.

Переходы являются одним из тех принципов ландшафтного дизайна, который можно использовать для «создания иллюзий». Например, переход от высоких растений к более низкорослым, создает впечатление глубины и дистанции (похожие приемы используются в живописи). Расположив растения в саду подобным образом можно создать иллюзию более вместительного участка, чем это есть на самом деле. Переход от небольших растений к более высоким, формирует фокальную рамку, которая визуально сужает пространство. В итоге, создается впечатление более короткой дистанции до объекта.

Пропорции

Пропорции говорят о взаимоотношении между размерами отдельных элементов. Среди всех принципов ландшафтного дизайна, этот, пожалуй, самый очевидный, но о нем не надо забывать.

Размеры многих деталей ландшафтного дизайна можно точно измерить и задать четкое соотношение между величиной соседних элементов. Другие же, в первую очередь деревья и кустарники, могут расти не совсем так, как было задумано, в таком случае иногда приходится подстраиваться под них. Но настоящее искусство садовода заключается в том, чтобы заставить деревья расти так, как это было изначально задумано.

Во многих случаях проблемы несоблюдения пропорциональности видны даже неопытным дизайнерам. Скажем, на небольшом переднем дворике огромная статуя будет смотреться неуместной. Также нелепо будут выглядеть несколько маленьких камней посреди огромного газона.Пропорции следует использовать для того, чтобы создавать приятные для глаза взаимоотношения между элементами во всех трех измерениях – по длине (глубине), ширине и высоте. Кроме того, следует оценивать пропорции между визуальными объемами и массой деталей.

Принимая во внимание принцип пропорциональности, не следует впадать в крайности. Его соблюдение вовсе не означает, что вы не можете использовать небольшие детали для оформления большого сада. Пропорции всегда относительны, и размеры деталей могут быть соотнесены не со всем участком, а его отдельным функциональным элементом, своеобразной «комнатой». Кроме того, множество небольших деталей вместе составляют одну крупную комплексную деталь.

На участке с большой площадью, маленький водный объект может стать пропорциональным в том случае, если будет помещен в один из дальних углов или вдоль удаленной стороны сада. При этом вокруг него будет создана собственная, отличная от всего остального дизайна, атмосфера. Окружите водоем растительностью, установите лавки, беседку, используйте садовые перегородки. Такой комплекс, включающий пруд или бассейн, станет одной из основных фокальных точек ландшафтного дизайна.

При выборе растений, также следует представить себе, как каждое из них будет смотреться на фоне остальных. Не будет ли какой либо вид непропорционален на фоне всей остальной растительности, и не испортит ли он общее визуальное впечатление о саде.

Линии

Еще одним структурным принципом ландшафтного дизайна являются линии. Их можно найти в любых элементах сада – дорожках, калитках и воротах, газонах и клумбах, очертаниях пруда и бассейна.

Прямые линии выглядят напористо и откровенно. Изогнутые линии более естественны и нежны, они создают эффект текучести. Используйте сочетания прямых и изогнутых линий в разных участках сада для усиления принципов единства, пропорциональности, баланса и переходов.

Источник