Гонзо-журналистика – это направление журналистики, появившееся в США в 60-х годах 20 века, которое характеризуется отражением глубоко субъективного мнения журналиста на какое-либо событие.

Происхождение гонзо-журналистики

Термин «гонзо» впервые был использован в 1970 году Биллом Кардосо, редактором журнала The Boston Globe, в его рецензии на статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Хантера С.Томпсона.

Новаторство Хантера С.Томпсона

Свою статью, которая должна была стать репортажем со скачек в Луисвилле, Хантер писал в компании с художником Ральфом Стедманом, который также работал на этом мероприятии.

Особенность повествования заключалась в том, что сам автор вместе со Стедманов не присутствовал на гонках лошадей, зато он полностью окунулся в атмосферу вокруг проходящих скачек, состоящую из орущей толпы, развратных вечеринок, гулянок и пьянок.

Кроме того, есть мнение, что к положенному сроку Хантер не смог привести наработанный материал к целостному виду и сдал статью о скачках в виде блокнота с записями. Заметки Хантера были очень субъективными, перемежались с набросками Стедмана. Некоторый считают, что журналист намеренно отдал свою статью именно в таком виде. Эта статья, содержащая довольно жесткие высказывания и очень субъективную окраску, получила большой общественный резонанс.

Термин «гонзо»

Билл Кардосо в своей рецензии на работу Хантера употребил фразу «это чистый Гонзо-журнализм». Впоследствии редактор пояснил, что слово «гонзо» было взято им из ирландского сленга, где «гонзо» - это человек, который последним из компании устоял на ногах после ночных алкогольных возлияний.

Также Кардосо упоминал, что корни слова «гонзо» можно найти в искаженном французском gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь».

Кроме того, в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера.

Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

Символика гонзо-журналистики

Гонзо

Знак гонзо-журналистики был введен Хантером С. Томпсоном в начале 70-х годов 20 века как символ свободного образа жизни и свободной литературы. Это шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят мескалин. Кулак переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo.

Отличительные черты гонзо-журналистики

Гонзо-журналистику можно распознать по некоторым выдающимся чертам. Так, повествование в стиле гонзо, будет вестись от первого лица, с агрессивной ноткой, сарказмом и преувеличением.

Зачастую, автор повествования является непосредственным участником описываемых им событий, а иногда и героем повествования.

Гонзо – это, как правило, репортаж, для которого неважно есть или нет событие на месте его проведения. Стиль гонзо отличается отсутствием цензуры, правил и ограничений.

Текст репортажа пишут, невзирая на каноны и рамки, он может не иметь структуры, пестрить цитатами, неприкрытыми обвинениями, сарказмом. Это может быть сумбурный пересказ или отрывочные воспоминания. Главное для стиля гонзо – это свобода.

Гонзо-журналистика, в отличие от классической журналистики, не стремится запечатлеть событие, главное для гонзо – это передать эмоции, чувства, атмосферу, окунуть читателя в происходящее через призму впечатлений автора.

Авторы и произведения

Чтобы познакомиться со стилем гонзо можно прочитать работы Хантера С. Томпсона:

  • Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas. A Savage Journey to the Heart of the American Dream) (1971)
  • Ангелы Ада (Hell’s Angels. A Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs) (1967)
  • Ромовый дневник (The Rum Diary. A Novel) (1999 издана; написана 1960)

Из последователей Хантера можно отметить писателя из США Тома Вульфа, Джорджа Плимптона, прославившегося своими спортивными репортажами, Терри Саутерна, Лестера Бэнгса, известного рок-критика 70-х, а также Джона Бирмингема, публициста-современника, выросшего во времена расцвета гонзо-культуры.