Старообрядчество – это религиозно-общественное движение, которое появилось в России в середине XVII века.

Причины возникновения старообрядчества

Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676).

В результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус -на Иисус.

Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона. В 1971 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви была снята анафема на старообрядцев.

В настоящее время по приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

Поповцы и беспоповцы

Уже в XVII веке старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства).

Поповщина делится на беглопоповское согласие, или Древлеправославную Старообрядческую Церковь; Белокриницкое согласие, или Русскую Православную Старообрядческую Церковь, и единоверие.

Беспоповщина делится на даниловцев, или поморцев; федосеевцев-безбрачников, филипповцев, странников, рябиновцев и т.д.

Согласия старообрядцев

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Поповцы

Русская Православная Старообрядческая Церковь (Митрополия)

Согласие возникло в 1846 году в Белой Кринице (Буковина - ныне Черновицкая обл. Украины), на территории Австро-Венгрии, откуда и получило свое другое название - Австрийское согласие. Начало иерархии положил Боснийский митрополит Амвросий, примкнувший к беглопоповцем. За полтора года Амвросий рукоположил двух архиереев, после чего был выслан из монастыря. В России белокриничники создали на Рогожском кладбище свой центр, который в настоящее время является наиболее влиятельным.

Московская митрополия имеет семь епархий: Московскую, Киевскую и Украинскую, Клинцовскую и Новозыбковскую, Донскую и Кавказскую, Кишиневскую и Молдавскую, Костромскую и Ярославскую, Енисейскую и Сибирскую.

Церковь включает около 150 приходов и четыре монастыря.

Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви имеет издательство "Церковь", выпускающее религиозную литературу, журнал "Церковь", настольные календари. Своих учебных заведений не имеет.

Глава церкви - митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев).

Адрес: Москва, Рогожский пос., 29.

Тел.: 361-51-90, 361-09-20.

старообрядцы

Церковь Древлеправославных Христиан-Старообрядцев (Архиепископия)

Некоторые согласия не признали каноничности Белокриницкой иерархии, т.к. ее основатель, митрополит Амвросий, служил, будучи в запрещении. Они продолжали принимать беглых священников из Русской Православной Церкви.

В настоящее время существует около 80 приходов.

Имеет Высшее Древлеправославное духовное училище (г. Новозыбков Брянской обл., ул. Первомайская,7).

Архиепископия выпускает ежегодный настольный "Древлеправославный календарь" и другую литературу.

Глава Церкви - архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Аристарх (Калинин).

Адрес: Брянская обл. г. Новозыбков, ул. Первомайская, 7.Тел.: (08343) 3-42-62.

Московская община имеет Никольскую церковь.

Адрес: Москва, Новокузнецкая ул., 38.

Тел.: 233-06-61.

Некоторые поповцы - единоверцы - признают иерархию Московского Патриархата.

Беспоповцы

Это радикальное направление в старообрядчестве вовсе отвергает священство - священников они заменили наставниками (уставщики и начетчики), которые совершают только два таинства - крещение и покаяние (исповедь). Есть несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский, спасовский, часовенный.

Поморцы (даниловцы)

Первую мужскую общину основал в конце XVII в. на р. Выге, в Поморье, Данила Викулов (отсюда второе название).

Поморцы наиболее умеренные среди беспоповцев. Они признают бессвященословный (т.е. без обряда бракосочетания) брак, возносят молитву за государство, служат в армии.

Федосеевское и Филипповское согласия

Одни из наиболее консервативных согласий. Строго соблюдают посты и религиозные обряды. Не признают брака, не молятся за государство.

Спасовцы

Полностью отрицают обрядность, редко собираются на общественную молитву. Живут в Центральном Поволжье.

Источник