Деепричастия и правила их употребления

Деепричастие – это особая форма глагола, которая соединяет в себе признаки глагола и наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет категории вида и залога. Как наречие оно обозначает признак действия и является неизменяемым словом.

Кроме того, деепричастие несовершенного вида обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого, а деепричастие совершенного вида обозначает действие, которое предшествует действию, обозначенному глаголом-сказуемым.

Часто мы имеем дело не с одиночными деепричастиями, а с деепричастными оборотами, т.е. с деепричастиями с относящимися к ним словами. Напомним, что такая конструкция называется деепричастным оборотом. В предложениях одиночное деепричастие и деепричастный оборот являются обособленными обстоятельствами и на письме выделяются запятыми.

Вот пример деепричастия из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Рассмотрим здесь несколько архаичную (т.е. устаревшую) форму деепричастия резвяся и деепричастие играя. Сейчас мы сказали бы резвясь. В предложении слово грохочет является сказуемым, оно выражает основное действие, обозначает то, что сообщается о подлежащем гром. А слова резвяся и играя обозначают добавочные действия: грохочет и при этом ещё резвится и играет. В предложении эти слова являются обстоятельствами образа действия, к ним можно поставить вопрос от сказуемого: грохочет каким образом? Очень важно точно определять, от чего мы ставим вопрос, тогда и ответ будет верный. Помните, что у сказуемого и относящегося к нему деепричастия один и тот же субъект действия, т.е., иными словами, оба действия производит один и тот же предмет или лицо. Игнорирование этого ведёт к ошибкам в употреблении деепричастий

В нашем примере этот субъект действия обозначен словом гром: это он грохочет, резвится и играет, только глагол здесь обозначает основное действие, а деепричастия резвяся и играя – добавочные.

Деепричастный оборот может употребляться при инфинитиве. Например:

Любить -

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

В этом примере, взятом из стихотворения Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», деепричастный оборот блестя топором относится к инфинитиву рубить.

Применение полученных знаний на практике

В стихотворении А. С. Пушкина найдём деепричастия и определим, к каким глаголам они относятся, а также какие слова здесь обозначают субъекты действия, т.е. кто производит основное и добавочное действие.

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Проверим: в этом стихотворении есть два деепричастных оборота: блестя на солнце и скользя по утреннему снегу. Они относятся, соответственно, к глаголам лежит и предадимся. Снег лежит, блестя на солнце. Предадимся, скользя. А субъект действия в первом случае будет обозначен словом снег, а во втором случае этот субъект подразумевается, на него указывает своим личным окончанием глагол предадимся – это мы.

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание). источник