Современные ученые уверенны в том, что «закрытая» школа не имеет шанса на полноценное развитие, а это значит, что ей необходимо стать местом, в котором будут вырастать «субъекты демократии» (Г. Б. Корнетов).

В отечественной педагогике принятым выражением гуманистического образование считается личностно-ориентированное образование, то есть образование, которое основывается на диалоге, результат достигается путем диалогичного общения, индивидуального и коллективного творчества. В данной системе основными компонентами общения являются: понимание, принятие, признание, способность поставить себя на место ребенка. Задача учителя – понимание ребенка, связанное с тем, чтобы максимально исходить из интересов ребенка.

Необходимо создать такие условия, которые ребенку приобрести знания и в повседневной жизни (самостоятельно), а главное, использовать эти знания. Г. Б. Корнетов называет школы, способные решить данные задачи «активными» и упоминает первую такую «общественно-активную школу» (ОАШ), основанную Д. Дьюи. Упомянутые школы распространены по всему миру и имеют разные модели проявления в разных странах.

Общественно-активная школа. ОАШ

Идея ОАШ оказалась действительно востребованной, так как показала пример развития творческих молодых людей, которые стремятся к демократизации как в сфере образования, так и в других сферах жизни и рассматривают школы как культурные центры.

Основные принципы ОАШ:

  • демократизация школы (демократизация всего уклада школьной жизни; демократический стиль административного управления; создание системы реального ученического управления; упор на развитие, общение и обмен идеями)
  • партнерство школы и сообщества (направление ресурсов школы на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления; привлечение ресурсов сообщества к функционированию и развитию образования в школе)
  • добровольчество (добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие учащихся в жизни сообщества; содействие улучшению качества жизни и личному развитию)

Подобный тип школ не имеет однонаправленности и однотипности, то есть не ориентирован на вырабатывание подчинения, порой бессознательного, и лишения самостоятельности. Именно поэтому в XIX-XX веках возникло мощное демократическое движение, которое понесло за собой переворот во сферах жизни, не только государственных.

Стили образования

Ученые XX века выделили несколько стилей воспитания, среди которых: «авторитарный», «демократический», «свободный», «либеральный» (разные ученые предлагают разную классификацию). Нами будет рассмотрен демократический стиль, который характеризуется двусторонним общением, а именно, диалогом между субъектами образования.

Демократический стиль

Субъект образования – это участник педагогической деятельности, исполняющий те или иные педагогические функции, таким образом, и учитель, и ученик являются субъектами, так как взаимно влияют друг на друга во время педагогического процесса.

Демократический стиль ориентирован именно на совместную деятельность и активно воспринимает и приветствует инициативу. Более того, данный поход к обучению и воспитанию включает во внимание межличностные отношения, не жертвуя при этом общими интересами. Демократия в общении предполагает адекватное восприятие  ошибок другого и своих ошибок: любой человек, будь то ученик или учитель, признает свои ошибки перед другими и понимающе относится к ошибкам другого. Более того, выделяется необходимость создания общих ценностных ориентиров, без которых невозможно понимание субъектами друг друга. Ценностно-смысловые ориентиры составляют важную часть жизни любого человека, соответственно, характеризуют его нравственность, именно поэтому, содержание данных ориентиров должно непременно пересекаться, хотя бы на глобальном уровне, для того, чтобы демократизация общения была возможной.

Таким образом, можно кратко выделить основные особенности демократического подхода в обучении:

  1. диалог между субъектами образования
  2. свободное выражение мнения
  3. ценностно-смысловое равенство.

В данном исследовании особое внимание будет обращено именно на третий пункт, а именно, на ценностно-смысловое равенство между субъектами образования. Данная тема является очень важной в современном обществе потому, что сегодняшний мир отличается действительной свободой взглядов и мнений, из-за чего возникает большое количество трудностей в понимании друг друга. Нравственные особенности и ценности людей порой слишком отличаются друг от друга до такой степени, что последние зачастую превращаются в материальные.

 «По мнению В. А. Ядова, '' знание о ценностной системе – неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения''» [6]. Из этого высказывания следует вывод о том, что изучение ценностей учеников учителями необходимо не только для того, чтобы помогать детям выстраивать свой духовной мир, но и для более точного понимания намерений ребенка, для предвосхищения тех или иных проблемных вопросов, которые могут возникнуть в данном случае. Однако следует помнить о том, что сферы сознательного и бессознательного довольно сложно организованны, именно поэтому ценностные ориентации и характеристики поведения могут заметно отличаться друг от друга, так как ценности относятся по большей части к самосознанию и интеллектуальному аспекту сознания, а поведенческие характеристики – к реальным действиям. Именно поэтому ученые советуют рассматривать именно сферу осмысления ребенком мира, а не организацию его поведения. В данном случае простое наблюдение не может гарантировать успешные результаты в понимании мира ребенка, поэтому необходимо использовать более глубокие методы познания, такие как: опрос, анкетирование,  специальные мероприятия (семинары, беседы, лекции).

В. А. Ядров утверждает, что основной функцией ценностных ориентаций является «регулирование поведения в различных  социальных ситуациях», это говорит о том, что система ценностей во многом определяет поведение человека в самых трудных случаях, а значит, изучение этой системы может открыть широкие возможности в понимании личности и в выявлении основных жизненных направленностей. 

Изучение ценностных установок учащихся способствует прослеживанию и регулированию когнитивной сферы: помогает анализировать имеющиеся и необходимые для получения знания, а также, помогает проанализировать и подкорректировать подход к подаче той или иной информации. Подобный подход также устанавливает связь с мотивационной, личностно-смысловой и эмоциональной сферой.

Изучая ценности детей, преподаватель может понимать, что важно для ребенка в общем, на что он в первую очередь обращает внимание при обработке любой информации, а значит, и учебная программа может быть подана соответственно восприятию ребенка. Например, одни дети более поверхностно воспринимают общие положения, но смотрят вглубь проблемы и видят те тонкие моменты, которые не всегда попадают даже в поле зрения учителя; другим проще видеть и анализировать ключевые положения, и для более глубоко понимания им требуется определенная помощь взрослого человека. В этом случае ценностные ориентиры детей помогают ориентироваться на их общую направленность.

Таким образом, учителю необходимо постепенно менять подход: переходить от формального к познавательному, в результате чего житейские и когнитивные установки будут рассматриваться в комплексе.

Вывод: Знание ценностно-смысловых установок учащегося помогают не только организовать демократические отношения с учителем, но и отрегулировать учебный процесс, который может быть осуществлен при  помощи различных подходов. Современным педагогам необходимо проводить соответствующие мероприятия по готовым или разрабатываемым ими методикам, в результате которых будет реализовываться гуманистический подход к образованию.