Ddom 4.jpg

С каждым годом растет количество детей, которых определяют в детский дом. Часто это здоровые и абсолютно нормальные, физически и психически, дети, которых просто оставляют в родильных домах.

Психологический портрет таких ребятишек очень неоднозначен, но, как правило, характеризуется нарушениями интеллектуальной, эмоционально-волевой, половой и нравственной сфер.

Но в большей степени отличия связаны с нарушениями социализации. Необходимо рассмотреть основные отличия от тех детей, которые воспитываются в семьях.

Разница в развитии

Интеллект

Как правило, развитие интеллекта и всех познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, внимания) находится в пределах нормы. Но, как правило, наблюдается несформированность картины мира и логического мышления.

Очень часто дети-сироты отстают в речевом развитии. Основной причиной таких задержек в развитии является не заболевание, а запущенность ребенка взрослыми, который лишен качественного общения с взрослыми, а также тем, что на повышение кругозора не выделяется должного внимания. Хотя такие дети требуют в несколько раз больше внимания, общения и заботы.

Эмоциональное развитие

В эмоционально-волевом развитии можно отметить нарушения в социальном взаимодействии, неуверенность в своих силах и себе, снижение уровня волевых свойств (самоорганизованность, целеустремленность, сила личности).

Также можно отметить некоторые личностные особенности - неадекватность самооценки, неспособность строить здоровые отношения с окружающими людьми, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность, психическое утомление, эмоциональный стресс, повышенная чувствительность к препятствиям, неготовность делать выбор, снижение потребности в достижении успеха, несдержанность, вспыльчивость, недоверчивость, повышенная агрессивность, чрезмерная импульсивность, уход в себя, эмоциональная холодность, нарушение личностных контактов с другими, нарастание пассивности, депрессия и так далее.

В детском доме практически отсутствует полнота эмоциональной нормальной жизни. Поэтому дети с такой эмоциональной депривацией и отсутствием материнской любви становятся социально пассивными, в отношениях с другими поверхностными, нервозными и поспешными. С одной стороны, такие дети жаждут и добиваются внимания, но с другой, постепенно переходят или на сильную привязчивость, или на агрессию, или на отчуждение.

Отклонения от нормы

Причина такого явления заключается в том, дети нуждаются во внимании, но не умеют себя вести так, чтобы с ним соответственно общались.

Поэтому, проявляются следующие отклонения эмоционально-личностной сферы. Во-первых, имеются нарушения в адаптации: кто-то становится пассивный в достижении цели; кто-то гиперактивен со склонностью к девиациям и делинквентному поведению. Во-вторых, у детей наблюдается голод не только физиологический, но и психологический.

Такие дети практически не в состоянии выпустить первого попавшегося человека, который пришел в приют. Причем, их общение сводится именно к физическому контакту, они забираются на коленки, обнимают, прижимаются и прочее. Таким образом, происходит подпитка того, что ребенок недополучает в рамках детского дома.

Половое воспитание в детском доме затруднено. Отсутствует практически идентификация со своим полом, а идентифицируются со своими одноклассниками. Но вот формирование образа семьи и половое ролевое различение практически не складывается.

Но, самое страшное то, что ролевое формирование заканчивается формированием роли сироты, несчастного брошенного.