Публичная статья
302
33
0

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец) — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.

История дворца

Строительство дворца

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Руководил перестройкой архитектор А. И. Штакеншнейдер. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать дворцы Б. Ф. Растрелли. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Построенный дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг».

Дворец до революции

Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты. Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

Сергиевский дворец

К восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах и чтобы с ними рассчитаться, они передали здание в государственную казну. Сначала дворец был преподнесен в качестве свадебного подарка великому князю Сергею Александровичу (в честь которого дворец стал называться Сергиевский). но после получения им должности Московского генерал-губернатора некоторое время пустовал. После трагической гибели князя, резиденция перешла к его племяннику Дмитрию, который позднее «прославился» своим участием в убийстве Распутина.

Дворец после революции и до наших дней

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.

Интерьеры дворца

К сожалению, большая часть уникальной коллекции первых владельцев, включавшая в себя бронзу, редкий фарфор и живописные полотна, не выдержала проверку временем, хотя общий облик внутренних интерьеров неплохо пережил советскую эпоху и серьезно не пострадал.

Первое, что встречает посетителей этого архитектурного памятника – изящная парадная лестница, украшенная ажурными металлическими перилами. Если повнимательнее присмотреться к их позолоченной арматуре, то можно увидеть затейливый фамильный вензель Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских изнутри

Кроме музея, для посетителей дворца открыты следующие части здания:

  • Парадная столовая;
  • Картинная галерея;
  • Дубовый зал;
  • Зеркальный зал;
  • Золотая Малиновая и Бежевая гостиные.

Помещение столовой оформлено в серо-зеленых тонах. Приятный эффект контраста создает белоснежный лепной орнамент и немногочисленные живописные полотна на стенах комнаты.

Картинная галерея дворца, к сожалению, утратила большую часть своих экспонатов. Основная масса полотен была вывезена в Эрмитаж еще в первые годы советской власти, поэтому сегодня здесь можно увидеть лишь несколько образцов настенной живописи.

Массивные двустворчатые двери галереи выходят в бывшую библиотеку, более известную под названием «Дубовый зал». Главная «фишка» этого помещения – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками, а также второй ярус зала, выполненный из резного дерева и оборудованный миниатюрным балкончиком. Отдельного внимания заслуживает и оригинальный потолочный декор бывшей библиотеки. Изящное гипсовое кружево в виде ажурной сетки заметно выделяется на фоне потолков в других залах. Кстати, именно в этой части дворца можно увидеть фотографии бывших владельцев здания, а также познакомиться с газетными вырезками, рассказывающими историю резиденции.

«Сердце» дворца Белосельских-Белозерских – Зеркальный зал. Помещение в традиционном стиле рококо отличается от остальных комнат тем, что оно оборудовано театральной сценой. Большую часть этого салона занимают зрительские места, которых здесь около 400. Свое название зал получил, благодаря трем большим зеркалам, располагающимся слева от входа. Противоположную часть стены занимают три окна, в точности повторяющие форму зеркал. Кстати, два зеркала из трех сохранились еще со времен первых владельцев резиденции, но главную ценность изделиям придает то, что выполнены они из цельных серебряных пластин. Сегодня Зеркальный зал – это место проведения всевозможных концертов и спектаклей.

Читайте также

Юсуповский дворец

Аничков мост

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: