Эллен Кей (11.12.1849 - 25.04.1926 гг.) - шведская писательница, общественный деятель, педагог, участница движения за эмансипацию женщин. С 1880 года Эллен Кей преподавала в стокгольмских школах. Литературную деятельность начала в 1889 году, стала автором статей о Софье Ковалевской, биографий Анны-Шарлотты Леффлер, К.Ю. Альмквиста.

В книге «Век ребенка» (1900), оказавшей влияние на развитие теории свободного воспитания, она проповедовала идеал школы, основанной на уважении к личности воспитанника. Кей призывала к созданию единой школы для мальчиков и девочек, к связи школы с жизнью, отказу от эксплуатации детского труда, высказывалась за разнообразие форм учебной работы, сокращение обязательных занятий до минимума, введение пятидневной учебной недели. Эмансипации женщин посвящена ее книга «Женское движение» (1909).

Эллен Кей фото

БИОГРАФИЯ

Место рождения Эллен Кей - Сундхольм. Будущая писательница получила домашнее образование, в детстве много читала. Любимый писатель - Генрик Ибсен. В двадцать лет семья Кей переехала в Стокгольм.

Эллен говорила, что материнство - тяжелый труд. Она была убеждена, что государство должно поддерживать матерей и детей. Ее взгляды оказали влияние на социальное законодательство в нескольких странах. В 1874 году Эллен поехала в Данию, преподавала в институтах, где учились малообеспеченные жители деревень. Тогда у нее родилась мечта открыть институт в Швеции. В 1880 году она преподавала в колледже Анны Уитлок в Стокгольме.

фото Эллен Кей
В своих произведениях «О любви и браке» и «Век ребёнка» Эллен поднимала проблемы женских прав и обязанностей, женского труда, взаимоотношений молодых и пожилых, материнского самосознания. Она совершала поездки по Австрии и Германии, выступала с лекциями.

Эллен Кей произведения

МАНИФЕСТ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

В книге «Век ребенка» Эллен утверждала, что великая тайна воспитания заключается в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Согласно концепции Кей, принципами свободного воспитания являются:

  •     вера педагога в творческие способности ребенка;
  •     убежденность, что внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие;
  •     на приобретении ребенком собственного опыта;
  •     стимулирование активного отношения к жизни, культуре;
  •     трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма;
  •     понимание роли педагога как старшего товарища;
  •     организация жизни детского коллектива на основе самоуправления. 

   
ВЗГЛЯДЫ ЭЛЛЕН КЕЙ

Эллен Кей говорила, что матери должны уберегать ребенка от обезличивания, иметь хорошее образование. Домашнее воспитание - простор для развития ребенка.
Нельзя искоренить какую-нибудь душевную наклонность, а можно заглушить ее или возвысить ее высокой ценности.
Школа должна строить обучение, исходя из индивидуальности ученика, обеспечивая преемственную связь с домашним воспитанием.