Публичная статья
129
13
0

Философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая развивалась в рамках двух религиозно - философских традиций:

  • ДАОСИЗМ 
  • КОНФУЦИАНСТВО

Центральные этические принципы китайской философии

  • Гармония(и всеобщая взаимосвязь)
  • Традиция(святость любого начинания, предпринятого предыдущим поколением)

Философия даосизма

Оформился в VI-IV веках до н.э.

Официальный основатель : Лао Цзы (604 г . до н.э. – год смерти неизвестен)

Источник вероучения: «Дао дэ цзин» (варианты перевода: «Книга Пути и достоинства», «Книга о Пути и его проявлениях»).

Даосизм - пример  ответа на вопрос о свободе воли человека.

Философия даосизма – естественный фатализм.

Фатализм ( fatum- судьба) – человеческая воля несвободна

Учение о «естественном» фатализме

Факт появления человека на свет - уже акт несвободы (не спрашивают, хочет ли родится; не выбирает страну, историческую эпоху, пол, родителей, наследственность, социальную среду, воспитание и тд.)

Человек – сумма огромного количества обстоятельств, факторов.

Путь жизни, заданный суммой внешних сил – Дао. Дао никто не создал.

Дао - всеобщий непознаваемый мировой закон, он есть у всего мироздания и у всего в мироздании.

Инь и ян

- противоположности: светлое и тёмное, твёрдое и мягкое, свет и тьма, день и ночь, солнце и луна, небо и земля, жара и холод, положительное и отрицательное, четное и нечетное

Всё постоянно меняется. Противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот).

Цель человеческого существования - баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы»… И борьба противоположностей предусмотрена Дао

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий - первоэлементов (у-син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Этика даосизма

Заданность человеческой жизни (пример с подкидыванием монеты; ответом на задачу в конце учебника).

Успех человека в жизни – не его заслуга. Отсутствие причин для зависти, высокомерия по отношению к другим.

У -вэй (буквально «недеяние», немотивированность) понимание, когда надо действовать, а когда бездействовать.

(но не деструктивная пассивность, а следование «дэ» - добродетели как проявлению Дао, естественному, природному, гармоничному порядку вещей, который определен Дао).

«Дао мудрого человека это деяние без борьбы» (Лао Цзы)

«Высшая добродетель подобна воде. Вода дарит благо всей тьме существ, но не ради заслуг. Жить в покое, вдали от дел вот чего избегают люди. Но только так и можно приблизиться к истинному Пути…

В покое научаешься руководствоваться в жизни главным, и дела оканчиваются успешно, а изменения происходят всегда вовремя»

(«Дао дэ цзин» )

Конфукцианство

Философско -этическое учение.

Основатель : Кун Цзю

(Кун Фу Цзи, Конфуций – учитель Кун),

551 — 479 до н. э.

Книга «Беседы и суждения» («Лунь юй»)

Основные понятия конфуцианства

  • Небо (Тянь) – высшее пантеистическое начало.
  • Небом установлен порядок (Ли), смысл которого – добро, гармония.

Зло, дисгармония – от нарушения порядка людьми.

Задача человека – понять и поддерживать порядок.

Принципы жизни (добродетели):

  • «Куань» великодушие
  • «Ди» уважение к старшим
  • «Сяо» сыновняя почтительность
  • «Ти» - уважение к старшим братьям, уважение, любовь младшего брата к старшему
  • «И» верность долгу
  • «Чжун» преданность, верность (государю)
  • «Чжэн» - гуманность, человечность
  • «Юн» - храбрость, отвага, мужество
  • «Синь» - искренность, вера, доверие
  • «Женьминь» «исправление имен», приводить названия в соответствие с сущностью вещей и явлений

Конфуцианство об идеальном государстве

Должно строиться по принципу семьи.  Хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их исполнения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия строгих законов.

« Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким».

«Правитель в столице страны как сердце в теле человека».

«Тот, кто является правителем над людьми, озабочен мыслями о судьбе страны, но не трудится физически; народ же трудится физически, однако не озабочен такими мыслями».

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда;

когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести».

«Верхи должны добросовестно заботиться о низах, а низы должны честно служить верхам».

Из «Лунь юй»:

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Мудрая женщина старается изменять внешность, а не мужа.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

 

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: