Публичная статья
107
11
0

Франсуа Рабле

Франсуа Рабле – французский сатирик, чье наследие долгие годы не было оценено по достоинству. Однако, по мнению многих исследователей-литературоведов, он велик не менее Сервантеса и Шекспира. Его жизнь и творчества наиболее полно выражают эпоху французского Ренессанса, а его пятитомный труд «Гаргантюа и Пантагрюэль» занимают особое место в истории культуры.

Биография


Как считают некоторые историки, Франсуа Рабле родился в пригороде Шинона  в 1494 году. Будучи потомком деда-крестьянина и отца-адвоката, он сумел впитать два культурных пласта – народного, фольклорного и современного.

В детстве Рабле был отдан на воспитание в монастырь францисканцев, где изучал древнегреческий, латынь, право, философию и другие науки, позволившие ему равноправную переписку с одним из первых французских гуманистов – Гийомом Бюде.

Впоследствии, из-за неприятия жизни монахов-францисканцев и их неудовольствия по поводу его изысканий, Рабле перешел в орден бенедектинцев. Впоследствии он покинул монастырь, чтобы стать врачом, поскольку увлекался медициной и изучал ее по трудам Гиппократа.

Рабле обучался в университетах Пуатье и Монпелье, и в 1532 году переехал в Лион, где стал ведущим врачом городской больницы. Переезд в Лион имел огромное значение для Рабле как для писателя, поскольку именно там он познакомился с народной сказкой о великане Гаргантюа.

Роман нового времени


В 1532 году Рабле опубликовал первую книгу пятитомного романа о великане Гаргантюа, основанную на  средневековой народной сказке об исполине. Впоследствии появятся книги о сыне Гаргантюа – Пантагрюэле. В романе Рабле в сатирической форме иллюстрирует свои философские гуманистические воззрения. Он высмеивает человеческие пороки и маленькие страсти, образование и воспитание тех времен, религиозное противостояние между католиками и протестантами и многие другие реалии того времени.

Особое место в повествовании занимает эпизод про Телемское аббатство. По сути, это первая утопия во французской литературе. Таким образом Рабле высмеивает институт католического монашества, поскольку принцип Телема «делай, что хочешь» противоречил принципам монахов.

Роман представляет собой образец «гротескного реализма», обладающий особой спецификой. Для передачи всей полноты жизни великанов автор прибегает к преувеличениям, пространным перечислениям, многочисленным цифрам. Все детали, названные Рабле отображают многоликую действительность романа. Также, Рабле широко использует гротеск, гиперболу и фантастические элементы.

Значение в культуре


Интересно, что ни одна из книг Рабле так и не получила официального церковного разрешения на публикацию. Все они были запрещены и приговаривались к публичному сожжению как еретические. Такое отношение к труду Рабле имеет особое историческое значение в современных исследованиях, поскольку именно такая работа может наиболее полно раскрыть все проблемы периода Средних веков и Возрождения, понять те основы, на которых построена современная культура.

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: