Дориан1.jpg

В «Портрете Дориана Грея» своего рода двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан в двенадцатой главе образно называет портрет своим «дневником». Первый сигнал нарушения целостности человеческой личности слышен в вопросе, который задает во второй главе Холлуорду лорд Генри Уоттон: «При каком из Дорианов? При том, что наливает нам чай, или том, что на портрете?» [1, с. 43]. Впоследствии время оставляет свои заметки на портрете, а не на модели. Происходит раздвоение личности: герой проживает свою жизнь, а «регистрируется» она на портрете, где отражаются душевные сдвиги, страсти и пороки живого человека. Каждому из этих двойников отведена своя статика и своя динамика; в раздельном существовании они как бы взаимно дополняют друг друга. Абсолютной статики портрет достигает лишь в финале, когда уходит из жизни его модель.

Первые отголоски двойничества в романе

Впервые изменения в портрете происходят после жестокого разрыва Дориана Грея с его возлюбленной Сибилой Вейн. Это было лишь небольшое изменение в выражении рта, но именно оно стало отправной точкой для последующего раздвоения главного героя: «В ту минуту, когда он уже взялся за ручку двери, взгляд его упал на портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Дориан вздрогнул и отступил, словно чем-то пораженный, затем вошел в спальню. Однако, вынув бутоньерку из петлицы, он остановился в нерешительности – что-то его, видимо, смущало. В конце концов он вернулся в библиотеку и, подойдя к своему портрету, долго всматривался в него. При слабом свете, затененном желтыми шелковыми шторами, лицо на портрете показалось ему изменившимся. Выражение было какое-то другое, – в складке рта чувствовалась жестокость. Как странно!» [1, с. 89].

В дальнейшем изменения в портрете уже потеряют счет, они будут накапливаться, доводя главного героя до исступления и истерии. Даже сокрытие портрета в старой классной комнате, ключ от которой имел только сам Дориан, не поможет вернуть его жизнь в прежнее русло: порок накладывает свой отпечаток не только на портрет, но и на душу героя.

Дориан2.jpg

Три лика Дориана Грея

В безнравственной жизни Дориана Грея появляется и третий план: первый – это сам Дориан как человек светский, второй – его истинная натура на портрете, то есть человек физически не существующий, третий – герой как человек притона и опиумных заведений, безнравственный, опустошенный и падший человек. Все эти три плана борются в герое, разрывая его и не давая жить полноценно. Перед читателем предстают как бы три разных Дориана, каждый из которых обладает своей особой индивидуальностью, у каждого из них своя судьба и своя роль в сюжете романа, но все они, безусловно, порочны и всех их ждет гибель. Лики Дориана Грея настолько различны, что даже герои романа не верят, что в одном человеке могут уживаться настолько противоречивые персонажи.

В сюжете романа часть Дориана на портрете и сам он как физическое лицо не всегда обособлены друг от друга. Иногда они сливаются воедино. Одним из таких случаев является убийство Бэзила Холлуорда. Дориан Грей в порыве злобы хватает нож и холоднокровно убивает своего друга, в этот момент нам кажется, что этот поступок задумывает и затем совершает именно существо на портрете, и делает это оно руками Дориана-человека: «Дориан взглянул на портрет – и вдруг в нем вспыхнула неукротимая злоба против Бэзила Холлуорда, словно внушенная тем Дорианом на портрете, нашептанная его усмехающимися губами. В нем проснулось бешенство загнанного зверя, и в эту минуту он ненавидел человека, сидевшего у стола, так, как никогда никого в жизни» [1, с. 140].

Понятие красоты

Дориану Грею так долго удавалось вести двойную жизнь лишь потому, что никто не мог предположить, что красота может олицетворять собой грех, никто из его окружения даже не мог предположить, что кроется за маской этого прекрасного лица: «И, конечно, никто из тех, кто видел Дориана Грея в этот вечер, ни за что бы не поверил, что он пережил трагедию, страшнее которой не бывает в наше время. Не могли эти тонкие, изящные пальцы сжимать разящий нож, эти улыбающиеся губы оскорблять бога и все, что священно для человека! Дориан и сам удивлялся своему внешнему спокойствию. И бывали минуты, когда он, думая о своей двойной жизни, испытывал острое наслаждение» [1, с. 152]; «Лорд Генри — человек безнравственный, а я порой жалею, что была добродетельна. Но вы — другое дело. Вы не можете быть дурным — это видно по вашему лицу» [1, с. 155]; «Раз он ей сказал, что в прошлом вел развратную жизнь, а она засмеялась и возразила, что развратные люди всегда бывают старые и безобразные» [1, с. 185].

Дориан3.jpg

Финальная трагедия героя

Поначалу герой считает, что наблюдать процесс раздвоения своей личности является истинным наслаждением, что портрет даст ему возможность изучить самые сокровенные помыслы души и ее тайные уголки. Но в конце романа мы, как и сам Дориан, убеждаемся в мнимости его юношеских надежд. Да, лицо героя по-прежнему осталось красивым и прекрасным, а вот его жажда жизни погасла, а душа увяла вместе с портретом, не выдержав тех ужасов и потрясений, которые Дориан вынужден был изо дня в день видеть в собственном изображении.

Финальная сцена романа расставляет все на свои места: герой пронзает ножом собственный портрет, двойственность прекращает существовать, все лица сливаются воедино, и мы видим истинное лицо Дорина Грея –безобразного старика, лицо которого несет на себе печать порока: «Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это» [1, с. 188].

Трагедия Дориана Грея состоит в том, что он в погоне за красотой и молодостью потерял самое важное, что может быть у человека – свою душу: «Эта красота его погубила, красота и вечная молодость, которую он себе вымолил! Если бы не они, его жизнь была бы чиста. Красота оказалась только маской, молодость – насмешкой» [1, с. 186]. Главным в романе можно считать вопрос Лорда Генри о том, что какая польза человеку приобретать весь мир, если он теряет собственную душу? Ответом служит судьба Дориана Грея.

Дориан4.jpg

Тип двойничества, использованный в «Портрете Дориана Грея»

Согласно классификации типов двойничества, данной С.З. Агранович и И.В. Саморуковой, пару «Дориан Грей – Портрет» можно отнести к двойникам-антагонистам. Они имеют общие корни (портрет – отражение души героя) и они противопоставлены друг другу как зло и добро. Дориан Грей воплощает красоту и невинность, портрет – пороки и злодеяния героя.

Литература:

1.Уайльд, О. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1: Пер. с англ. – М.: Республика, 1993. – 559 с.

2.Агранович, С.З., Саморукова, И.В. Двойничество. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. – 132 с.