Ипполит Антонович Монигетти - русский архитектор и акварелист, представитель архитектурной эклектики, много работавший по заказам царской фамилии и высшей аристократии.

Детство и юность

Монигетти (в России его звали Ипполит Антонович) родился 2 февраля 1819 года в Москве, в интернациональной семье итальянского купца (по другим данным его отец был каменщиком) Джозефа Антония Монигетти и и француженки Каролины Флоркютины Дюлькуп. Мальчик был крещен 31 декабря 1823 года в римско-католической церкви Св. Петра и Павла под именем Hippolitum Martinum Florianum.

Десяти лет от роду Ипполит поступает в московское Строгановское училище технического рисования, которое оканчивает "с похвалой".

После окончания московского Строгановского училища, готовившего художников прикладного искусства, в 1835-1839 годах Монигетти изучал архитектуру в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в классе профессора А.П. Брюллова.

В 1837 году получил вторую серебряную медаль, а в 1838 — первую серебряную медаль. В 1837 году Брюллов входит в «Комиссию по возобновлению Зимнего дворца» после опустошительного пожара и приступает к работам по восстановлению личных покоев Николая I и его семьи. По инициативе президента Академии художеств А.Н. Оленина в помощь Брюллову направляются двенадцать учащихся, в том числе Монигетти. О близости Монигетти к семье Брюлловых говорит портрет юного Ипполита, написанный с большой симпатией братом Александра Павловича — Карлом Брюлловым — в 1840 году.В 1839 году за дипломный проект театрального училища будущий зодчий получил полузолотую медаль второй степени. По болезни Монигетти не смог участвовать в конкурсе на получение Большой золотой медали. Тем не менее, он окончил Академию в числе лучших выпускников и получил звание художника XIV класса.

Путешествия

В 1840 году новоиспеченный архитектор для поправки здоровья отправился в Италию, где он пробыл достаточно долго, после чего посетил Грецию и страны Ближнего Востока, Турцию и Египет. Где бы он ни был, Ипполит Монигетти везде усердно изучал памятники зодчества, чертил их детали и таким образом составил богатое собрание любопытных рисунков. В сентябре 1842 году он представляет на выставку в Академию Художеств проект реставрации «храма Венеры, базилики и форума находящихся в Помпеи близ Неаполя», а осенью 1844—коллекцию рисунков греческих, римских и средневековых орнаментов. Ознакомившись с этой серией рисунков, Ученый совет Академии художеств выделил средства на "довершение его полезного и любопытного труда": Монигетти отправляется в Париж, Константинополь, Каир, а затем — опять в Италию, и назначает молодому архитектору из суммы на ободрение художников тысячу четыреста двадцать восемь рублей 54 коп.. Монигетти едет в Париж, Константинополь, Каир, затем в Италию.

В конце 1845 года Рим посетил Николай I, и пенсионеры Академии художеств, среди которых были Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, И. Кракау, А. К. Росси, и ф. И. Эппингер, представили ему свои работы. По свидетельству вице-президента Академии графа Ф. П.Толстого, «пенсионер Ипполит Монигетти представил [...] прекрасные акварельные рисунки из своих путешествий по Греции, Турции и Египту. В особенности были любопытны его рисунки монастыря Св. Луки, — в самом чистом византийском вкусе XI и XII столетий, который находится в Ливадии».

Согласно утверждению биографа Монигетти В. Н. Листова, именно после этой встречи Николай I приказал П. М. Волконскому зачислить Монигетти по окончании пенсионерства архитектором по постройкам Царскосельского придворного ведомства.

Возвращение в Россию. Деятельность архитектора в Царском Селе

Строительная деятельность Монигетти по его прибытии в отечество началась с поступления его на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов. Ко времени появления И. А. Монигетти в Царском Селе облик императорской резиденции, менявшийся на протяжении XVIII — начала XIX века, уже сложился: елизаветинское барокко здесь органично дополнил екатерининский классицизм. Но отделка блестящих интерьеров с годами ветшала, мода менялась, во дворцах постоянно готовились новые апартаменты для членов императорской семьи и приближенных, возникала необходимость в новых помещениях для различных дворцовых служб. Все эти задачи предстояло решать молодому архитектору. Начал Монигетти с сооружения грациозной Турецкой бани в виде турецкой мечети на большом пруду, отделкой дворцовых цветочных оранжерей, устройством двух мостиков в парке Царского Села и постройкой нескольких барских дач в этом городе.

31 мая 1848 года Монигетти женился на Вере Ивановне Горностаевой, пле­мяннице профессора архитектуры А. М. Горностаева, знатока древнерусского зодчества, работавшего вместе с А. П. Брюлловым в Зимнем дворце. 27 сентября 1851 года в семье Монигетти роди­лась дочь Лидия.

С вступлением на престол Александра II работы по перестройке интерьеров в Большом Царскосельском дворце становятся более интенсивными. Лестница, созданная Монигетти, и ныне - главный вход в Екатерининский дворец. Она имеет шесть маршей; два нижних ведут на промежуточную широкую площадку, от которой вверх расходятся еще по две пары маршей, композиционно закрепленных тумбами, увенчанными вазами. Стены и потолок лестничного пространства декорированы лепкой в стиле рококо, двери украшают вензеля императорской четы "АМ" ("Александр и Мария").

Среди работ для частных лиц, построенных Монигетти в Царском Селе, выделялись особняк и дача княгини З.Н. Юсуповой на Павловском шоссе (1856-1859), стилизованная под павильон "Эрмитаж" в Екатерининском парке. Дача так понравилась Юсуповым, что в конце 1857 года Монигетти получает от них предложение постоянно работать в качестве архитектора "для работ, могущих быть в Санкт-Петербургском доме и в других местах".

Князь Н.Б. Юсупов в 1858 году заказал архитектору реконструкцию Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге. По проектам Монигетти в 1858-1860 годах были отделаны вестибюль, парадная мраморная лестница и личные комнаты князя и его дочери. Юсуповский дворец - истинный шедевр Монигетти как мастера интерьера и знатока различных архитектурных стилей, представленных в удивительном разнообразии: пышная парадная лестница в стиле Людовика XIV, ведущая в фойе в стиле раннего классицизма, Гобеленовый зал в стиле "ренессанс", Помпейский коридор с арабесковыми орнаментами в "неопомпейском стиле", будуар княжны в стиле "рококо", Мавританская гостиная князя и Восточная гостиная княжны

Работа в Ливадии

Архитектурное решение Парадной лестницы Екатерининского дворца произвело такое впечатление на Александра II, что после утверждения проекта Ипполит Монигетти получает в 1860 году должность архитектора Высочайшего двора и новое задание - подготовить проект дворца в новом крымском имении императора в Ливадии.

Из построек Монигетти в Ливадии сохранилась дворцовая церковь Воздвижения Честного Креста, исполненная в грузино-византийском стиле. По проектам Монигетти в Ливадии были также построены - турецкая беседка, расположенная на небольшой возвышенности с проходящей под ней через тоннель аллеей, дом Министра двора, дома для светских особ, разнообразные служебные здания.

Главное же сооружение имения - Ливадийский дворец (1861-1866) - не сохранился. Дворец, построенный И. Монигетти, уничтожила сырость, вызванная высоким уровнем грунтовых вод.

Строительство частных домов

Поскольку жалованье от придворного ведомства было невелико, Монигетти получает через князя П.М. Волконского разрешение параллельно с работой в Дворцовом управлении заняться постройкой домов по заказам петербуржцев. В 1850-х годах по проектам Монигетти построен ряд доходных домов и особняков, в том числе

1. Особняк Т. Дылева (1849-1850);

2. особняк С.А. Трубецкой (1851);

3. доходный дом Жеребцовой (1852-1854);

4. особняк князя Воронцова (1856-1857);

5. особняк графа Строганова (1857-1859);

6. загородный дом великого князя Александра Александровича.

Наиболее интересные жилые постройки Монигетти в Царском Селе были (всего Монигетти построил в Царском Селе около 30 жилых домов, из которых сохранилось лишь несколько зданий):

1. Дом князя Багратиона (1848 г.);

2. дом царского истопника Теплова (1849 г.);

3. кофейные павильоны (1850 г.) (утрачено);

4. дом надворного советника Дмитриева (1852 г.);

5. дом Бакиновского (1854 г.) (утрачено);

6. дом генерала Паткуля (1854 г.);

7. дом Дмитриева (1852 г.) (утрачено);

8. дом метрдотеля Имперта (1856 г.) (утрачено);

9. дом Новосильцева (1858 г.) (утрачено);

10. дом В.И. Монигетти (1858 г.) (утрачено);

11. дом графини Стенбок (1859 г.) (утрачено);

12. два дома Симборского (1859 г.) (утрачено);

13. дом князя Лобанова-Ростовского (1860 г.) (утрачено).

1860-1870-е

В 1864 — И.А. Монигетти создал проект православной церкви в Швейцарии, после чего производил отделку нескольких парадных комнат Аничкового дворца в Петербурге по случаю приспособления его к резиденции цесаревича, впоследствии императора Александра III.

В 1869—1873 — по поручению Морского министерства Монигетти был занят внутренним убранством императорских яхт «Держава» и «Ливадия», представлявших чудеса комфорта и роскоши.

В конце жизни Монигетти стал членом редакции журнала "Зодчий" (1870-е), но не прекращал практической деятельности. Он был автором павильона России на Всемирной выставке 1873 года и участвовал в составлении проекта здания для Политехнического музея в Москве. Окончить последний из этих трудов художнику не позволила тяжелая психическая болезнь.

Ипполит Монигетти умер в Петербурге 10 мая 1878 года и был похоронен на Шуваловском кладбище, где, по некоторым данным, еще в 1858 году он проектировал и строил Спасо-Парголовскую церковь.