Барселона

Обычаи

Свой досуг испанцы проводят большей частью вне дома. Друзья и родственники часто встречаются в кафе и барах, беседуют за чашечкой кофе, бокалом вина или пива. Многие кафе имеют своих постоянных клиентов, а в некоторых из них собирается публика определенной политической ориентации. Тертулиа, или вечеринка друзей в кафе – не просто обычай, а элемент образа жизни. Однако возросшая популярность телевидения в Испании привела к ослаблению привычных форм общения.

Женщины в Испании обретают все бóльшие права. Многие из них, включая замужних, работают, и это уже не является исключением даже в среде высших классов. Испанские женщины в замужестве сохраняют свои девичьи фамилии. В состоятельных слоях общества браки обычно заключают в более позднем возрасте. В середине 1990-х годов у испанских женщин был самый низкий в мире коэффициент фертильности (1,2 ребенка на одну женщину). В середине 1980-е годы был принят закон о контроле за рождаемостью, допускающий в некоторых случаях аборты (например, после изнасилования, при кровосмешении и при опасности родов для физического или психического состояния женщины).

Одежда, пища и жилище

Раньше испанцы редко носили шорты, футболки и другие виды спортивной одежды, но положение изменилось с 1960-х годов, когда в Испанию хлынул поток иностранных туристов.

Обычно в середине дня в Испании обедают, и обед завершается сиестой – послеобеденным сном. Ужинают очень поздно, иногда в 10–11 часов вечера. После работы испанцы отправляются пообщаться и перекусить тапас, кусочки копченого мяса, морепродуктов (крабы, лангусты), сыра или тушеных овощей. Испанцы потребляют больше рыбы на душу населения, чем жители других стран ЕС. Потребление мяса, ранее бывшее роскошью для большинства семей, значительно возросло в последние годы. Пищевой рацион дополняют картофель, бобы, турецкий горох и хлеб.

Несмотря на массовое строительство, в Испании до сих пор не хватает жилья, особенно в крупных городах. В 1980-е годы резко возросла арендная плата за жилье. Многие семьи живут в тесных перенаселенных квартирах, и молодые люди часто остаются вместе со своими родителями, не в состоянии приобрести собственное жилье.

Религия в жизни общества

Католицизм имеет статус государственной религии, и 30% школьников обучаются в католических школах. По закону 1966 были введены свобода вероисповедания и право религиозных меньшинств публично отправлять культовые обряды и содержать конфессиональные организации. Ранее небольшим протестантской и еврейской общинам было запрещено иметь собственные школы, готовить духовенство, совершать богослужения в армии и издавать газеты. В настоящее время отношение многих испанцев к религии носит довольно формальный характер. В Андалусии возрождается мусульманство.

Социальное обеспечение

Государство, особенно через профсоюзы, осуществляет социальное обеспечение, включая субсидии малоимущим семьям и пенсии пожилым людям, бесплатную медицинскую помощь и пособия по безработице. В 1989, в соответствии с общеевропейской практикой оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за новорожденным был продлен до 16 недель.

Культура

Литература

Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса Песнь о моем Сиде (ок. 1140) о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом. На основе этой и других героических поэм в эпоху Раннего Возрождения формируется испанский романс – самый известный жанр испанской народной поэзии.

У истоков испанской поэзии стоял Гонсальво де Берсео (ок. 1180 – ок. 1246), автор религиозных и дидактических сочинений, а основоположником испанской прозы принято считать короля Кастилии и Леона Альфонса Х Мудрого (годы правления 1252–1284), оставившего ряд исторических хроник и трактатов. В жанре художественной прозы его начинания продолжил инфант Хуан Мануэль (1282–1348), автор сборника новелл Граф Луканор (1328–1335). Крупнейшим поэтом начального периода кастильской литературы был Хуан Руис (1283 – ок. 1350), создавший Книгу благой любви (1343). Вершиной средневековой испанской поэзии стало творчество проникновенного лирика Хорхе Манрике (ок. 1440–1479).

Эпоха Раннего Возрождения (начало 16 в.) отмечена итальянским влиянием, проводником которого стал Гарсиласо де ла Вега (1503–1536), и расцветом испанского рыцарского романа. «Золотым веком» испанской литературы принято считать период с середины 16 по конец 17 в., когда творили Лопе де Руэда (между 1500–1510 – ок. 1565), Лопе де Вега (1562–1635), Педро Кальдерон (1600–1681), Тирсо де Молина (1571–1648), Хуан Руис де Аларкон (1581–1639), Франсиско Кеведо (1580–1645), Луис Гонгора (1561–1627) и, наконец, Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616), автор бессмертного Дон Кихота (1605–1615).

На протяжении 18 и большей части 19 в. испанская литература находилась в глубоком упадке и занималась преимущественно подражанием французским, английским и немецким литературным образцам. Романтизм в Испании представляют три крупные фигуры: эссеист Марьяно Хосе де Ларра (1809–1837), поэт Густаво Адольфо Бекер (1836–1870) и прозаик Бенито Перес Гальдос (1843–1920), автор многочисленных исторических романов. Ведущие позиции в литературе 19 в. занимает т.н. костумбризм – изображение быта и нравов с упором на местный колорит. Натуралистические и реалистические тенденции проявились в творчестве романистов Эмилии Пардо Басан (1852–1921) и Висенте Бласко Ибаньеса (1867–1928).

Испанская литература пережила очередной подъем в первой половине 20 в. (т.н. «второй золотой век»). Возрождение национальной литературы начинают писатели «поколения 1898 года», к которым относятся Мигель де Унамуно (1864–1936), Рамон дель Валье Инклан (1869–1936), Пио Бароха (1872–1956), Асорин (1874–1967); лауреат Нобелевской премии (1922) драматург Хасинто Бенавенте (1866–1954); поэты Антонио Мачадо (1875–1939) и лауреат Нобелевской премии по литературе за 1956 Хуан Рамон Хименес (1881–1958). Вслед за ними в литературу вступила блестящая плеяда поэтов т.н. «поколения 1927 года»: Педро Салинас (1892–1951), Хорхе Гильен (р. 1893), Висенте Алейксандре (1898–1984), получивший Нобелевскую премию в 1977, Рафаэль Альберти (р. 1902), Мигель Эрнандес (1910–1942) и Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936).

Приход к власти франкистов трагически оборвал развитие испанской литературы. Постепенное возрождение национальной литературной традиции начинают в 1950–1960-е годы Камило Хосе Села (1916), лауреат Нобелевской премии за 1989, автор романов Семья Паскуаля Дуарте (1942), Улей (1943) и др.; Анна Мария Матуте (1926), Хуан Гойтисоло (1928), Луис Гойтисоло (1935), Мигель Делибес (1920), драматурги Альфонсо Састре (1926) и Антонио Буэро Вальехо (1916), поэт Блас де Отеро (1916–1979) и др. После смерти Франко наблюдается значительное оживление литературной жизни: на литературную арену вышли новые прозаики (Хорхе Семпрун, Карлос Рохас, Хуан Марсе, Эдуардо Мендоса) и поэты (Антонио Колинас, Франсиско Бринес, Карлос Саагун, Хулио Ламасарес).

Архитектура и изобразительное искусство

Арабы принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле, среди них мечеть в Кордове (8 в.) и дворец Альгамбра в Гранаде (13–15 вв.). В 11–12 вв. на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, замечательным памятником которого является величественный собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В 13 – первой половине 15 в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты, о чем свидетельствуют величественные соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо (один из крупнейших в Европе). Особое художественное явление представляет собой т.н. стиль «мудехар», сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики, а позднее Ренессанса с мавританским наследием.

В 16 в. под влиянием итальянского искусства в Испании складывается школа маньеризма: ее видными представителями были скульптор Алонсо Берругете (1490–1561), живописцы Луис де Моралес (ок. 1508–1586) и великий Эль Греко (1541–1614). Основоположниками искусства придворного портрета стали знаменитые живописцы Алонсо Санчес Коэльо (ок. 1531–1588) и его ученик Хуан Пантоха де ла Крус (1553–1608). В светской архитектуре 16 в. утвердился орнаментальный стиль «платереск», сменившийся в конце столетия холодным стилем «эрререско», образцом которого является монастырь-дворец Эскориал близ Мадрида, построенный в 1563–1584 как резиденция испанских королей.

«Золотым веком» испанской живописи называют 17 в., когда творили великие художники Хусепе Рибера (1588–1652), Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682), Франсиско Сурбаран (1598–1664) и Дьего де Сильва Веласкес (1599–1660). В архитектуре сдержанный «эрререско» во второй половине 17 в. сменяется избыточно декоративным стилем «чурригуреско».

Период 18–19 вв. в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме. На этом фоне особенно ярко выделяется творчество Франсиско Гойи (1746–1828).

Возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 в. Новые пути в мировом искусстве проложили оригинальный архитектор Антонио Гауди (1852–1926), которого называли «гением модерна», зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904–1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887–1921), абстракционист Хуан Миро (1893–1983) и Пабло Пикассо (1881–1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Музыка

Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 в. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553) и его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа. В 19 в. после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения. В конце 19 – начале 20 в. испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

Киноискусство

Самый известный из испанских кинорежиссеров Луис Бюнюэль (1900–1983) еще в 1928 вместе с Сальвадором Дали снял свой первый сюрреалистический фильм Андалусский пес. Бюнюэль был вынужден покинуть Испанию после Гражданской войны и поселился в Мехико, где создал знаменитые кинокартины Истребляющий ангел (1962), Дневная красавица (1967), Скромное очарование буржуазии (1973) и Что мешает заветной цели (1977). В послефранкистский период в Испании появилось несколько кинорежиссеров, получивших известность как на родине, так и за рубежом. К ним относятся Карлос Саура, Педро Альмодовар (Женщина на грани нервного срыва, 1988; Кика, 1994) и Фернандо Труэва (Прекрасная эпоха, 1994), которые способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

Образование

Обучение в школе является обязательным и бесплатным в возрасте от 6 до 16 лет, причем около трети учащихся посещают частные школы. В Испании более 40 университетов; самыми крупными являются университеты Мадрида и Барселоны. В 1992 в вузах обучались 1,2 млн. студентов, 96% из них – в государственных университетах. В Испании на образование в 1995 расходовалось 4,3% ВВП.

Учреждения культуры

Музей Прадо в Мадриде, основанный в 1818, располагает богатейшей коллекцией испанской живописи до середины 19 в. Здесь находятся шедевры таких выдающихся мастеров, как Веласкес, Гойя, Мурильо, Рибера и Сурбаран. Кроме того, очень полно представлено творчество видных итальянских и фламандских художников. Коллекцию музея Прадо удачно дополняет собрание музея Тиссен-Борнемиса, включающее шедевры западной живописи 19–20 вв.

Национальная библиотека в Мадриде обладает великолепной коллекцией книг, а в архивах Королевского совета по делам Индий в Севилье хранятся ценные документы по истории Реконкисты и испанской колониальной империи. В Барселоне размещается архив Арагонского королевского дома.

Институт Испании занимается поощрением развития искусства и науки. В его структуру входят основанная в 1713 Королевская академия испанского языка, Королевская Академия истории, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо и королевские академии точных, физических и естественных наук, духовных и политических наук, медицины, юриспруденции и фармакологии. Деятельностью в области культуры занимается литературное общество Атеней в Мадриде.

Печать

Ежегодно в Испании издаются несколько тысяч книг и ок. 120 ежедневных газет общим тиражом почти 3,3 млн. экземпляров. Самая популярная – независимая газета «Паис», за ней следуют «ABC», «Вангуардия», «Диарио-16», «Мундо» и др.

Отдых и спорт

По ночам в кафе и барах устраиваются представления испанской музыки и танцев; часто звучат андалусские канте фламенко. В разных районах страны проводятся красочные народные фестивали, ярмарки и религиозные праздники.

В Испании сохраняют свою популярность бои быков – коррида. Излюбленный вид спорта – футбол. Молодежь играет также в пелоту, или баскский мяч. На юге страны большие аудитории собирают петушиные бои.


Испания

Испания. История

 

Литература

Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании, тт. 1–2. М., 1951

Майский И.М. Испания 1808–1917. М., 1957

Галан Х.М. Крушение монархии в Испании (1917–1931). М., 1957

Война и революция в Испании 1936–1939, т. 1. М., 1957

Гарсиа Х. Испания XX в. М., 1967

Испания. 1918–1972. Исторический очерк. М., 1975

Современная Испания. М., 1983

Лагутина Е.И., Лачининский В.А. Страны Пиренейского полуострова. Л., 1984

Каптерева Т.П. Искусство Испании. М., 1989

Испания и Португалия. М.,1989

Испания. М., 1993

Хенкин С.И. Испания после диктатуры. М., 1993

Буторина О.В. Испания: стратегия экономического подъема. М., 1994