Об авторе

Джаспер Ффорде – британский писатель и сценарист, написавший роман «Тайна выеденного яйца или смерть Шалтая» в 2005 году. Роман примечателен большим количеством литературных аллюзий. Это смесь пародии, фантастики и игры слов.

Один из главных героев – детектив Отдела Сказочных Преступлений – Джек Шпротт. Ему предстоит вести расследование смерти Шалтая (человека-яйца). Образ Джека уходит к английскому фольклору . Сказки «Джек - убийца Великанов», «Джек и Бобовый стебель», стишок из «Песен Матушки Гусыни» (Jack Sprat could eat no fat…) находят отражение в сюжете произведения.

Джаспер Ффорде

Главный герой

Джек-детектив является противоположностью классических детективов, вроде Шерлока Холмса. Он не обладает уверенностью в себе, не знаменит своими удачными расследованиями, кроме того, он счастлив в семье и доволен достаточно спокойным образом жизни, а это не соответствует привычным представлениям о детективе, как о самоуверенном и одиноком сыщике, имеющем за плечами немало успешных расследований.

У Джека достаточно теплые отношения с женой, это можно проследить в тексте. Однако, она, как и автор, позиционирует Джека , как человека, не соответствующего образу детектива: «I had to write something interesting about you. If your investigations are going to be written up in Amazing Crime Stories, you’re going to have to have a few interesting foibles. I don’t think ‘happily married father of five’ quite cuts the mustard these days.»

«I told them you were a chain-smoking vintage-Rolls-Royce-driving divorced alcoholic with an inability to form lasting relationships. And with a love of Puccini, Henry Moore and Magritte. And a big pipe.»

Неуверенность Джека заметна и во время его интервью. Неуверенная речь, желание быстрее уйти, а также успех его соперника, выступавшего перед ним, свидетельствуют об этом. Кроме того, он не популярен и неизвестен среди журналистов, приходящих обычно на интервью:
«Jack started to leave, but there was a question—and it wasn’t from Archibald either.It was from Hector, who had never stayed long enough to even see Jack walk on, let alone speak.
- Are you new? I haven’t seen you here before.
- Only since 1978, Mr. Sleaze. You’re usually out the door before I even stand up.»

Также, образ Джека противоположен его сказочным праобразам. В сказке «Джек убица великанов» - герой бесстрашный, смелый, идет на риск, не задумываясь о последствиях. Народ считает его истинным героем, восхищается и гордится им. В «Тайне выеденного яйца» достижения Шпротта остаются незамеченными и даже вызывают легкую усмешку. Его противник, Chymes, презирает его, и прямо об этом говорит, пытаясь «переманить» коллегу Джека к себе в команду: «Spratt is an idiot, Mary—haven’t you figured that out yet? Listen, the public needs its heroes.» Убийство великанов расценивается как негативное событие, а Великаны представляют собой не опасных существ, а сравниваются с дискриминируемой группой «людей» (можно сравнить с проблемой реального современного общества – дискриминацией по тем или иным признакам и более скрупулезному отношению к преступлениям, связанным с такими людьми). Джеку «припоминают» тот случай, когда он просит дать ему время на расследование.

Аллюзии

В «Джек и Бобовый стебель» герой вновь отличен. Он хитрый, смышленый и изворотливый. В Джеке Джаспера Ффорде преобладает честность и отчасти наивность. Кроме того, в романе Ффорде отражена эта сказка. Мать Джека выбрасывает семена бобов в окно и через некоторое время они вырастают до огромных размеров. Она вызывает профессора биологии (что делает сюжет реальным, отличным от сказочного), который дает заключение: «For some reason that I have not yet fathomed, it is at least fifty times bigger than it should be. It has a complex root structure and from first indications would seem to be capable of reaching a height in excess of two to three hundred feet. It is quite unprecedented, unique even—extraordinary!»

Однако, есть и сходства. Как в сказке, так и в романе Ффорде, бобовый стебель фигурирует как некое спасение для Джека. В сказке стебель падает, а вместе с ним и людоед, представляющий опасность. В романе стебель падает на противников Джека – доктора Quatt и порожденного ею монстра.

Автор иронизирует, показывая знакомого с детства героя в ином свете. Читатель и посмеивается над Джеком, и где-то в подсознании вспоминает его храброе «прошлое».

В романе абсолютно разные персонажи взаимодействуют между собой (от обычных людей до инопланетян и мифических существ). Большинство уходят корнями к «Песням Матушки Гусыни» (Мэри Мэри, Соломон Гранди, Джорджи Порджи). Находясь в пространстве реальном и фантастическом, каждый персонаж выполняет свою определенную роль и имеет важное значение в романе, т.к. все они тесно связанны друг с другом.

Джаспер Ффорде показал, как можно сочетать казалось бы не сочетаемое – детективный сюжет, фольклор и ужасные преступления, совершаемые некоторыми героями. Все эти элементы взаимосвязаны и в совокупности образуют нечто новое, отличное от привычного литературного творчества, но не менее увлекательное и симпатизирующее читателю.