Кто-то спрашивает как пройти в библиотеку, другой – рассказывает впечатления от поездки, третий участвует в круглом столе, четвертый задает вопрос на форуме или в сообществе в интернете – все это примеры обмена знаниями и опытом (Зачем он нужен - читайте в соответствующей статье). Можно сказать, что обмен опытом во многих случаях тождественен обучению

С точки зрения психологии, все это – примеры коммуникации между людьми, в результате которой происходит передача знаний от одного лица (источника знаний или учителя) к другому, или группе людей (реципиенту или ученику).

Такая коммуникация может быть:

  • Прямой и опосредованной
  • Односторонней, двусторонней или многосторонней


Прямой и опосредованный обмен

Прямой обмен знаниями – это те случаи, в которых источник знаний непосредственно передает свои знания и опыт аудитории или конкретному ученику.

Опосредованный обмен происходит, если источник знаний использует различные инструменты для передачи своего опыта – это может быть книга, видеозапись, сообщение на сайте и многие другие.

Односторонний, двусторонний и многосторонний обмен

Односторонний обмен знаниями предполагает, что есть четкое разделение ролей – учитель и ученик, в этом случае источником знаний всегда является учитель, а ученик является принимающей стороной. Коммуникация идет только в одну сторону, от учителя к ученику, от книги к читателю и обратной быть не может.

Двусторонний обмен знаниями предполагает, что источник и реципиент могут меняться местами. Например, когда встречаются два профессионала в разных областях, которые должны совместными усилиями решить какую-то задачу. В этом случае каждый из них обогащает другого своими знаниями, поочерёдно выступая то отдающей, то принимающей стороной.

Многосторонний обмен знаниями происходит, если в процессе коммуникации задействовано множество людей, каждый из которых может выступать как источником информации, так и принимающей стороной. Это часто происходит в группах коллег или друзей, когда каждый может занимать место источника информации. Наиболее ярко такой вид обмена знаниями реализован в сети интернет.

Особенности обмена опытом и знаниями

Для успешного обмена важно, чтобы в процессе были заинтересованы обе стороны. Представьте, что учитель в школе устал и не хочет преподавать, или наоборот, ученик не мотивирован учиться и думает о чем-то постороннем. В обоих случаях, результат будет неудовлетворительным.

Опосредованные методы обмена помогают решить эту проблему – источник информации (эксперт, учитель) пишет статью, отвечает на вопросы, создает книгу, записывает видеоуроки в тот момент, когда он к этому готов. С другой стороны, ученик или принимающая сторона может взаимодействовать с инструментом в тот момент, когда достаточно мотивирован (нужно сдать зачет, найти решение проблемы или ему интересна тема), что, безусловно, повышает эффективность взаимодействия.

В случае передачи навыка наиболее подходящим выступает односторонний метод взаимодействия – от учителя к ученику. Ученик не должен «учить» учителя, он должен овладеть конкретной техникой, поэтому такой тип коммуникации оптимален.

Многосторонний обмен знаниями и опытом обогащает все взаимодействующие стороны и более гибок – любой участник коммуникации может выйти из нее, когда его цели будут выполнены.

В Helperia чаще всего происходит многосторонний обмен – один и тот же пользователь может выступать экспертом в одной категории и учеником – в другой. Для того, чтобы этот процесс был наиболее эффективен, а ищущая сторона экономила время на поиск нужной информации, принята система рейтинга, которая позволяет оценивать как материал (статью или ответ на вопрос), так и источник информации – конкретного эксперта или пользователя.