Как выбрать 3D очки? С распространением телевизоров, мониторов и ноутбуков с поддержкой стереоскопического изображения актуальным стал вопрос о выборе аксессуаров для просмотра контента в 3D, и в частности о правильном выборе 3D-очков. Чаще всего пары очков, которыми производители комплектуют свои 3D-устройства, не хватает на всю семью, друзей и прочих желающих приобщиться к трехмерным картинкам. Так возникает необходимость покупки новых очков, а вместе с этим и много спорных и непонятых моментов. Что ж, попробуем внести некую ясность в этот вопрос и расставить все точки над «i».

3D 3D рознь

Все интересующиеся тематикой 3D наверняка в курсе, что существует несколько способов создания стереоскопических изображений. А точнее, несколько 3D-технологий, которые диктуют конструкцию как самих устройств, так и их аксессуаров. Нас сейчас интересуют очки, поэтому посмотрим на технологии 3D с этой стороны.

Анаглифное 3D

На заре развития технологии стереоскопического изображения использовались так называемые анаглифные очки, окуляры которых были раскрашены в разные цвета и выступали в качестве светофильтров, чаще всего синего и красного цвета, хотя есть и другие варианты. Два потока видео, в свою очередь, кодировались с учетом цветовых характеристик этих двух разных светофильтров, а потом накладывались в один поток. Эффект «объемности» изображения достигается, но во многом страдает цветопередача, а после просмотра, из-за снижения цветовой чувствительности глаз, все, что не в анаглифе, кажется тусклым. Такой эффект длится тем дольше, чем дольше идет просмотр анаглифного 3D. Конечно, все зависит от индивидуальной особенности глаз, но в среднем время «тусклых красок» длится в два раза дольше времени, проведенного за просмотром таких фильмов. Согласитесь, перспектива не радужная, поэтому пользоваться такими очками дольше нескольких минут мы бы не рекомендовали.

Затворные стереоочки

Следующим шагом в развитии 3D-технологий стали очки с активными жидкокристаллическими затворами. На монитор поочередно подается изображение для правого и левого глаза, а очки, синхронизируясь с ПК, в каждый момент времени открывают шторку только для одного глаза, в то время как вторая закрыта. Очень быстрая смена кадров (порядка 60 кадров в секунду для каждого глаза) и создает желаемый трехмерный эффект и объемную картинку.

На данный момент этот тип создания стереоизображений является самым перспективным и обеспечивает наилучшее качество трехмерных изображений, однако он же является и самым затратным и требовательным к аппаратной части. К минусам можно отнести мерцание монитора из-за быстрой смены изображения, что приводит к усталости глаз, но в современных очках этот недостаток ощущается минимально.

Очки с поляризованными линзами

А качестве альтернативы анаглифным очкам появились другие 3D-очки пассивного типа. В них также каждый глаз получал свою картинку, но не за счет различных цветовых фильтров, а за счет различной поляризации стекол. Существует несколько типов поляризации , которые отличаются направлением: например в линейной линзы расположены перпендикулярно друг другу, а в круговой -- установлены фильтры с разнонаправленной поляризацией. Сам контент для отображения снимается двумя камерами, разнесенными на небольшое расстояние друг от друга, приблизительно равное расстоянию между глазами человека. Линейная поляризация используется во всеми любимых кинотеатрах IMAX, где для достижения лучшего эффекта используется еще и посеребренный экран. Также пассивная поляризационная технология используется в телевизорах линейки LG Cinema 3D.

Набор поляризационных очков LG Party Pack 3D AG-F215 обойдется по стоимости в $60-70, что соответствует цене на одну пару очков с активными затворами

Поляризационные очки стоят гораздо дешевле очков с активными затворами, чего не скажешь про мониторы и телевизоры, которые отображают данное 3D-видео.

3D без очков -- это возможно

Технология 3D-экранов для просмотра без очков существует давно, но в массовую продажу такие ноутбуки и мониторы начали поступать лишь недавно. В этом случае разделение изображения для правого и левого глаза осуществляется с помощью лентикулярной пленки или параллаксного барьера на дисплее. Такие системы имеют ограниченный угол обзора, и зрителю приходится сидеть в одном, не всегда удобном, положении. Исправляют этот дефект системы отслеживания положения глаз в пространстве с помощью веб-камеры. В зависимости от угла и положения глаз, рассчитываются и меняются углы обзора 3D-дисплея, чтобы создавался устойчивый эффект 3D.

Сколько производителей, столько и мнений

Немного разобравшись с типами и методами создания объемного изображения, приступим к выбору очков для комфортного просмотра. В фокус нашего рассмотрения попадают поляризационные очки и очки с активными затворами.

Проблема номер один: каждый производитель 3D мониторов, и соответственно очков, делает очки совместимыми со своими мониторами -- и не более. Т.е. если ваш друг пришел к вам на просмотр 3D-фильма со своими очками от Panasonic, а у вас телевизор Samsung, то его ждет разочарование. Технология поляризационного 3D, к сожалению, также не подразумевает жестких стандартов к направлению и углу поляризации, поэтому каждый производитель дает ей свои характеристики. Поэтому еще раз:Очки от одного производителя не подойдут к телевизору или монитору другой фирмы. И не обязательно подойдут к мониторам одного и того же производителя, но из разных серий.

А теперь немного утешительного: этим летом за стол переговоров сели Panasonic, Samsung, Sony и XPAND 3D и даже создали организацию Full HD 3D Glasses Initiative, что должно решить проблемы с единым стандартом не только пассивных, но и активных 3D-очков. К ноябрю их ряды пополнились компаниями Changhong Electric, FUNAI, Hisense, Hitachi, Mitsubishi, Philips, Seiko, Sharp, SIM2 Multimedia, TCL, Toshiba и ViewSonic. И даже есть первые результаты работы - появилось лицензирование очков нового стандарта под названием Full HD 3D.

К сожалению, перестроить производство и отказаться от своих устоявшихся стандартов сложно даже в рамках одной компании, не говоря о целом альянсе. Так что новые очки увидят мир только в будущем. Насколько оно будет ближайшим и насколько процесс стандартизации будет безболезненным для пользователей, покажет только время.

Универсальный рецепт

На сегодняшний день существует только один, или точнее два универсальных 3D-рецепта: NVIDIA 3D Vision и NVIDIA 3D Vision 2. Обе системы относятся к технологии с активными затворами и предъявляют существенные требования к аппаратной части монитора и ПК, но результат того стоит. Сама система состоит из беспроводных очков и инфракрасного передатчика-эмиттера, который синхронизируется с очками и передает им команды для открытия одного либо другого затвора.

Для подключения NVIDIA 3D Vision к настольному ПК понадобится монитор с частотой развертки 120 Гц, совместимая видеокарта NVIDIA и ПК с процессором Intel Core 2 Duo, AMD X2 или выше, минимум 1 ГБ оперативной памяти и 100 МБ свободного места на жестком диске. Также 3D-набор от NVIDIA можно подключить к совместимому ноутбуку или моноблочному ПК. Помимо 3D фильмов и изображений пользователю откроется мир игр, который NVIDIA стандартизировала, что накладывает определенные требования к качеству контента и приятно радует зрителя.

Также к универсальным рецептам можно отнести технологию AMD HD3D, которая позволяет просматривать стереоскопическое изображение на соответствующих мониторах с очками. Видеокарты серии AMD HD 5000 и выше в такой связке выполняют функцию обработки изображения для вывода ее на экран, а линейка AMD HD 6000 еще и способна воспроизводить стереоскопические Blu-Ray диски, например AMD Radeon HD 6970 и AMD Radeon HD 6870. Эту технологию поддерживают многие мониторы и телевизоры, а также проекторы. И даже дискретная графика некоторых ноутбуков, таких как HP Envy 17, может справиться с данной задачей. Тем не менее, эта технология пока сравнительно молода, и не столь популярна, как 3D Vision.

Панацея от всех бед

Один из подходов к решению проблемы 3D-очков очень прост. Для того, чтобы видеть объемное изображение в формате, какой предполагал производитель, нужно смотреть видео только в тех очках, которые входили в комплект. А дополнительные очки приобретать только такой же модели, или рекомендуемые производителем в инструкции по эксплуатации. Это уменьшит количество неприятных проблем совместимости и позволит насладиться 3D в полной мере.

Но для тех, кто хотел бы альтернативы, существуют чудо-производители, которые создали универсальные очки с активными затворами, совместимые с большинством 3D-телевизоров и 3D-плазм одновременно. Это фирма Gonbes с ее очками 3D G03-JP и 3D G03. Первые совместимы с японскими производителями Sony, Panasonic, Sharp и Toshiba, а вторые – с Samsung. Устройства имеют встроенный аккумулятор, который заряжается от USB и которого хватает на 50 часов работы от одной зарядки. Синхронизируется с телевизором устройство посредством ИК-эммитера.

Если же вы решили поиграть в игры в формате 3D и сделать из своего ноутбука или настольного ПК настоящий игровой и мультимедийный 3D центр – и при этом его характеристики соответствуют необходимым для NVIDIA 3D Vision – то придется приобретать именно оригинальный пакет от NVIDIA. AMD HD3D дает большую гибкость в данном вопросе, но тут уже порекомендовать универсальное решение будет сложно – нужно отталкиваться от конкретной конфигурации и любимых игр.

Вместо заключения

Данная статья не претендует на полноту и истину в последней инстанции, а воспринимать ее стоит скорее как дружеский совет, а не наставление к действию. Надеемся, некоторым читателям она откроет глаза на "детские" проблемы 3D-технологий на данном этапе их развития, и из нее станет понятно, почему зачастую путь к желанному объемному изображению оказывается столь тернист. От себя же хотим добавить – пожалуйста, не увлекайтесь чрезмерно 3D-эффектом и обязательно прочитайте рекомендации производителя по настройке и использованию технологии. А при малейшем ощущении дискомфорта делайте перерыв. Если пользоваться 3D-очками с умом и в меру, они еще долго будут радовать вас только необычными и приятными ощущениями от трехмерности виртуального мира.

Ссылки