Велосипед – это отличное средство для активного отдыха, а также для занятий спортом профессионально. Велосипедный спорт является одним из самых быстроразвивающихся. Практически перед каждым желающим купить велосипед стоит проблема выбора.

Среди такого множества производителей и характеристик тяжело подобрать то, что нужно. На что нужно обращать внимание при выборе велосипеда? Какие основные характеристики и конструкционные особенности?

Разные стили катания

На сегодняшний день существует несколько видов велосипедов, оснащённых определённым образом для различных стилей катания.

Шоссейные велосипеды – предназначены для езды на большой скорости по ровным дорожным поверхностям. Отличает этот вид гнутый руль, большой диаметр колёс, малая ширина колёс. Достаточно лёгкие. Зачастую покупают профессионалы велоспорта.

Городские велосипеды – предназначены для прогулок по городу. Основной акцент сделан на комфорт: хорошая амортизация, надёжные тормоза, прочная конструкция, высокая посадка. К недостаткам можно отнести большой вес.

Горные велосипеды – предназначены для езды по бездорожью, также отлично подойдут для езды на улицах города. Основными отличиями можно назвать: большие широкие колёса, качественная амортизация, много передач скоростей.

Кроссовые велосипеды – это своего рода объединение горной и шоссейной моделей. Одинаково хорошо себя ведут как на горных, так и на ровных участках дорожного покрытия.

Туристические велосипеды – оснащены зачастую багажником, имеют прочную конструкцию. Предназначены для долгих путешествий.

Складные велосипеды – как видно из названия это отличный вариант если необходимо перевозить велосипед или мало места для его хранения.

Триальные – предназначены для велотриала. Конструкция триального велосипеда исключает наличие седла, амортизаторов. Используется только профессионалами.

BMX– группа велосипедов, в большинстве случаев предназначенных для трюкового катания. У трюковых моделей маленький диаметр колеса, усиленная рама и вилка, они оснащены пегами.

Ещё существует множество нераспространённых моделей велосипедов, например с двумя парами педалей.

Кроссовые и горные велосипеды являются одними из самых популярных в любительском сегменте. Отлично подходят, как для ровных дорог в условиях города, так и для езды по бездорожью.

Виды горных велосипедов

Горный велосипед – Хардтейл. Не имеют заднего амортизатора. Прямой перевод – «жесткий хвост». Имеет широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до соревнований по велодисциплинам. Могут быть жесткие (rigid) - это велосипеды, не имеющие переднего амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Горный велосипед – Двухподвес, имеющий амортизацию, как переднего, так и заднего колеса. Оснащённые двумя амортизаторами идеально сглаживают неровности дорожного покрытия.

Также существует группа комфорт, которая обладает колёсами диаметром 26-28 дюймов. Некоторые модели оснащены АБС. Предназначены для неинтенсивной езды.

Элементы конструкции

Velosiped1.jpg

Основные характеристики и конструкция горного велосипеда

Основные особенности горного велосипеда - широкие колёса. Также рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по бездорожью. Большое количество передач, пригодных для любых условий дорог.

1. Рама горного велосипеда

Одним из основных параметров выбора рамы является рост (см. таблицу размеров). Размер рамы велосипеда выбрать лучше по росту так, чтобы, высота самой рамы сантиметров на 10 была ниже пояса.

Табл. 1 Размер рамы горного велосипеда.

Tabl1.jpg

Размером рамы считается расстояние от оси каретки/оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах.

Табл. 2 Рекомендации выбора размера рамы горного велосипеда в зависимости от роста (Это не руководство к действию, только рекомендации)
Tabl2.jpg

Табл. 3 Рекомендации для выбора хардтейлов в зависимости от роста
Tabl3.jpg

Табл. 4 Рекомендации для выбора двухподвеса в зависимости от роста
Tabl4.jpg

Также рама должна позволять свободно доставать до руля даже полусогнутыми руками, чтобы они не уставали от перенапряжения при езде.

Диапазон материалов варьируется от стальной до титановой или карбоновой. Разница в материале приводит к разнице в весе и цене.

  • Стальные рамы (Hi-ten) – для повседневной езды, вес до 16 кг.
  • Хроммолибденовая сталь (Cro-mol) – по сравнению со стальными рамами выигрывают в весе. Стоимость изготовления также низка.
  • Аллюминий (Al) – популярны, так как имеют хороший показатель в соотношении прочность/вес. Лёгкость материала позволяет делать более толстые трубы рамы. Зачастую используются сплавы которые характеризуются четырёхзначным числом на раме. Чем это число меньше, тем лучше.
  • Титан(Ti) – не самый распространённый материал для рам. Обладают повышенной прочностью, но вместе с этим и повышенный вес, а также сравнительно высокую цену.
  • Магний (Mg) – дорогой, лёгкий, прочный. Используется профессионалами.
  • Композитные материалы (карбон, кевлар) – очень лёгкие материалы, но чувствительны к нагрузкам.

На качество рамы влияет также способ производства труб, но в характеристики велосипедов способ производства рамы не включен.

2. Седло горного велосипеда

Для комфортного катания очень важно выбрать подходящее седло. Зачастую в стандартную комплектацию включены не очень комфортные сёдла. Но это на проблема. Седло легко можно заменить на требуемое.

Форма седла. Для скоростной езды подходят узкие сёдла. Для прогулочной езды подходят длинные и широкие сёдла. Для женщин лучше выбрать велосипед с седлом более широким в задней части.

Материал седла. На бюджетных вариантах ставится седло из вспененного полимера, обтянутого кожзаменителем. На велосипедах подороже можно выбрать с седлом на пружинах, с гелевыми вставками.

Сёдла регулируются по высоте и углу наклона. На некоторых моделях горных велосипедов можно смещать вперёд и назад. Обычно советуется выбирать такое положение седла на велосипеде, чтобы доставать до педали в самом нижнем её положении ровной полностью вытянутой ногой. Т.е. стоять на педали надо полной стопой, а не дотягиваться носком. Но в этом нет панацеи, всё индивидуально

3. Колёса горного велосипеда

В колёсах самыми важными параметрами являются размер, обода, шины и количество спиц.

Колёса большего диаметра позволяют тратить меньше усилий на преодоление больших расстояний. Горные велосипеды в большинстве оснащают колёсами в 26 дюймов.

Лучше выбрать алюминиевый вариант обода и спиц. Алюминиевый обод и колёса улучшают прочность и упругость. Для горного велосипеда оптимальным будет вариант колеса с 36 спицами. Также имеет значение и переплетение спиц: чем больше пересечение спиц друг с другом, тем прочнее колесо. На спортивных велосипедах можно встретить обода и спицы, выполненные из карбона. В таком случае спицы изготавливаются в форме трехлучевой звезды.

Ширину шин и обода для горного велосипеда лучше выбрать пошире, с грунтозацепами. Это снижает скорость, но увеличивает устойчивость велосипеда на дороге.

Также существует универсальный вариант шин. В средней части имеют гладкую поверхность, а по бокам грунтозацепы. Для новичков и любителей – это идеальный вариант. Универсальны при езде по неровным поверхностям и ровным дорогам. Минусом можно назвать пониженное сцепление с дорогой при поворотах.

Так как нагрузка на заднее и переднее колесо отличается, то иногда лучше выбрать для велосипеда комбинацию из разных шин.

4. Амортизаторы горного велосипеда

Амортизаторами оснащены только горные велосипеды: хардтейлы и двухподвесы. Существует несколько типов амортизаторов, которые сильно влияют на общее поведение велосипеда.

Пружинные амортизаторы – простые и недорогие. Малый срок службы, так как пружины быстро теряют свои свойства. Иногда их комплектуют демпферами (для поглощения колебаний). При низких температурах демпферы бесполезны.

Воздушные амортизаторы – понижает вес конструкции, но при больших нагрузках происходят утечки воздуха.

Масляные амортизаторы – самый оптимальный вариант. Демпфер представляют собой картриджи, заполненные маслом, а амортизаторы могут быть как воздушными, так и пружинными. Масляно-пружинные (или масляно-воздушные) амортизаторы самые долговечные, устойчивы к большим нагрузкам и перепадам температур. Минусом является высокая стоимость.

На некоторых типах амортизаторов можно варьировать следующие параметры: жёсткость, плавность сжатия, длина хода.

5. Тормоза горного велосипеда

Существует два варианта передачи усилия на колодки:

1. С помощью центральной тяги – часть усилия теряется за счёт применения дополнительных рычагов.

2. С помощью прямой тяги – непосредственно передаёт усилия, что делает систему более эффективной.

Два вида тормозов:

1. Ободные тормоза - прижатие колодок к ободу, в случае дождя снижается их эффективность .

2. Дисковые тормоза – прижатие колодок к диску на колесе, отличный вариант, не зависит от погодных условий, стоимость слегка выше, чем у ободных.

Самым лучшим вариантом будут дисковые гидравлические тормоза, но стоимость такого рода тормозной системы будет высока.

6. Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия – это один из самых важных критериев выбора. От качества её работы зависит передача усилий на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сэкономит силы и приведёт к повышенному комфорту катания.

Основные составные части стандартной трансмиссии:

Система – совокупность передних ведущих звезд, шатунов и каретки (система подшипников на которой вращаются шатуны)

Кассета – набор задних звезд

Цепь

Переключатели – передний и задний механизмы, перебрасывающие цепь со звезды на звезду

Манетки переключения – механизмы с креплением на руль, которые управляют переключателями при помощи тросиков

Тросики – гибкие, металлические, плетеные тросы, соединяют манетки и переключатели

Рубашка для троса – жесткая трубка для проводки гибкого тросика от манетки до переключателя, крепится непосредственно к раме.

Особое внимание следует уделить ширине каретки, так как ширина посадочного места у горных велосипедов может быть различной. Преобладающее количество велосипедов имеют ширину посадочного места в раме 73 или 68 миллиметров. Большинство систем подходят под эти размеры, применяя проставочные кольца в случае 68 мм. ширины. Экстремальные велосипеды имеют посадочное место размером 83 мм, что обусловлено необходимостью в большей прочности рамы.

Системы могут иметь разную длину шатунов. Стандартной считается длина 170 мм, однако существуют варианты 165 и 175 мм (а так же более короткие для детских велосипедов). Людям невысокого роста будет удобнее крутить короткие шатуны, а высоким людям – длинные. У экстремальных велосипедов с задней подвеской применение более коротких шатунов дает больший дорожный просвет, а, значит, меньше вероятность зацепить педалью землю при полном срабатывании подвески после препятствия.

7. Переключатели скоростей горного велосипеда

Установленные традиционно на руле, переключатели скоростей бывают двух типов:

Поворотное кольцо - напоминает ручку газа на мотоциклах: вращение вперед переключает на высшую передачу, назад – на низшую. Этот тип ручек производится фирмой SRAM и получил название «ГрипШифт» (Grip Shift).

Переключение с помощью поворотных рычажков - «РэпидФайер» (Rapid Fire) производства фирмы Shimano.

Выбирать тип переключателей необходимо по своему усмотрению, смотря что удобней.

Цена

Купить качественный горный велосипед за копейки не получится, т.к. комплектация и качество напрямую зависят от цены. Поделим их на две основные группы

Велосипеды стоимостью от 6000 рублей - на велосипедах такого уровня используется: хроммолибденовая рама, жесткая вилка, одинарный обод, навесное оборудование типа Shimano C-101, Shimano Sis и т.д. Срок активной эксплуатации примерно 1,5-2 года. Но при умелом пользовании этот срок можно смело отодвинуть на долгое время вперёд. Основным назначением велосипедов этой группы – катание по городским неровностям и грунтовым дорогам. По горам на таких велосипедах особо не покатаешься.

Велосипеды стоимостью от 10000 до … - на горных велосипедах такого класса обычно присутствуют: алюминиевая рама, мягкая (передний амортизатор) вилка с ходом более 60 мм, навесное оборудование класса Shimano Alivio и выше до Deore LX, двойные обода. Подойдут для людей, которые, приобретая велосипед в первый раз, хотят обзавестись хорошей техникой с долгим сроком службы. Велосипеды такого уровня выдержат значительные нагрузки, им не страшна непогода.

Послесловие

Не стремитесь купить велосипед подешевле, лучше купить качественную модель, чтобы в последствии не расстроиться. Поэтому лучше либо подождать и накопить на выбранный велосипед, либо купить модель попроще, но прослужит ли она долго?

Возможно, вам так же будет интересно почитать другие статьи:

Необычные виды спорта

Занимательные факты о спорте

Источник: sportaim.ru