Что такое товар и рынок?

Рынок - одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики.

Понятие "рынок" многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, начал приобретать форму товарного обмена. С развитием ремесла и городов торговля расширялась, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приняли всеобщий характер, и рынок стал особой формой хозяйствования.

Рынок представляет собой форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.

Суть рыночных отношений сводится к возмещения затрат продавцов и получению ими прибыли, а также к удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе собственного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар - это исходная категория рыночного хозяйства, его "экономическая клеточка". Объясняется это тем, что огромное скопление товаров составляет вещественное содержание богатства общества. Товар - элементарная форма богатства.

Товар - продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Согласно экономической теории, если благо не является продуктом труда - это не товар. Пример: дикорастущее яблоко в лесу, воздух, солнце. Кроме того, если эти блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны, даже при условии, что они являются продуктом труда, - это тоже не товар. В то же время, если продукт труда употребляется внутри хозяйства, создан для внутреннего потребления. а не для обмена - он также не является товаром.

В экономической системе рынок выполняет следующие функции.

1) информационную - выявляет платежеспособную общественную потребность;

2) регулирующую - способствует изменению структуры производства в соответствии с платежеспособными потребностями;

3) интегрирующую - получает общественное признание, частный индивидуальный труд;

4)стимулирующую - развивает стимулы к снижению затрат труда на единицу продукции, повышению эффективности производства.

По каким критериям классифицируются рынки?

Рынок характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям:

По экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег, рынок иностранной валюты, рынок земли и т.д.

По географическому положению - местный, региональный, национальный, мировой

По степени конкурентности - рынок свободной конкуренции, монополистический рынок, олигополитический рынок и рынок монополистической конкуренции.

По отраслям - автомобильный рынок, нефтяной рынок, пищевой рынок и т.д.

По характеру продаж - оптовый и розничный.

Выделяют также субъективно-объективную структуру рынка, под которой понимается система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, характер, формы организации взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов и рыночных связей.

Субъектами рынка являются:

  • домашние хозяйства
  • предприятия и финансово-кредитные учреждения, т.е. фирмы
  • госудраство
  1. Домашнее хозяйство - экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг;
  2. Фирма - экономически производительная единица, имеющая своей целью получение максимального дохода;
  3. Государство - система различных правительственных учреждению, ориентирующих юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночных отношений выступают:

  • товары и услуги
  • земля
  • труд
  • день
  • ценные бумаги
  • информация
  • иностранная валюта

Рынок как историческая форма хозяйства имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам рынка можно отнести:

  • экономическую эффективность использования ресурсов;
  • высокую степень приспосабливаемости к изменяющимся условиям
  • свободу выбора действий производителями и потребителями
  • активное использование достижений НТР
  • способность удовлетворять разнообразие потребности по количеству и ассортименту.

Негативными сторонами рынка являются

  • отсутствие полной занятости и стабильности цен
  • игнорирование негативных общественных последствий принимаемых экономических решений различными субъектами (загрязнение окружающей среды, наркомания, алкоголизм)
  • нестабильность экономического развития (кризисы, инфляция, безработица)
  • невозможность производства общественных благ (национальная оборона, общественный правопорядок, дорожное строительство, наука, культура и т.д.)

Рынок предполагает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают сделки. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.