Что такое конкуренция?

Конкуренция (от лат. "конкурро" - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она вступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

Конкуренция зависит от количества рыночных субъектов - продавцов и покупателей.Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать товар подороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает большее их количество.

Активно развертывается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой.

Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товар. В результате этого устанавливается равновесная цена на однородные товары.

Чем сильнее конкурентная борьба среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров.

Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Выделяют два основных типа конкуренции:

  • совершенная
  • несовршенная

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние экономического агента на рыночную конъюнктуру настолько мало, что им можно пренебречь, ведь на рынке действует множество продавцов и покупателей данного товара. В условиях совершенной конкуренции каждый субъект рыночных отношений при принятии решений исходит из данных рыночных цен и не может своими действиями влиять на ценообразование. Здесь цена определяется игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Совершенная конкуренция предполагает полную мобилизацию производственных ресурсов, владельцы которых выбирают выгодную сферу их приложения.

К важнейшим видам конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция - соперничество продавцов (производителей) одной отрасли за рынки сбыта и источники сырья на рынке данного товара путем снижения издержек производства и, следовательно, цены.

Межотраслевая конкуренция - соперничество производителей за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Здесь фирмы ищут такие отрасли, где прибыль была бы повыше, а издержки пониже.

Какова сущность и основные виды монополии?

Несовершенная конкуренция имеет место, когда несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. На основе этого фирмы могут диктовать условия другим производителям и покупателям и влиять на цену товара. Выбор цены предопределяется величиной прибыли, которую производители могут получить от продажи возможного количества товара по данной цене. Поэтому любой несовершенный конкурент всегда будет стремиться к контролю не только над ценой, но и над объемами продаж, что нарушает свободную конкуренцию и утверждается особую монопольную власть на рынке.

Несовершенная конкуренция существует на:

  • монополистическом рынке
  • олигополистическом рынке
  • рынке монополистической конкуренции

Чистая монополия возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение на рынке и контролирует рынок и цену данного товара. Это означает, что по своей природе монополия - сила, подрывающая конкуренцию и свободный рынок.

Признаками чистой монополии являются:

  • единственный продавец (монополист)
  • реализуемый продукт уникален (нет аналогов)
  • полный контроль монополиста за ценой товара и объемом продаж
  • значительные барьеры для вступления в отрасль

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое, поскольку существует скрытая конкурентная борьба между продавцами товаров-заменителей и иностранными производителями этого товара.

Виды монополии:

  • естественная - когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими вследствие существования эффекта экономии ресурсов в результате укрупнения производства
  • государственная - возникающая на основе регулирующей деятельности государства
  • конкурентная - возникшая на основе сговора, разорения ли поглощения конкурентов
  • административная - высокая концентрация производства во многих отраслях экономики.

Первоначально в процессе монополизации преобладала горизонтальная интеграция (образования монополистических объединений в рамках одной отрасли с целью занять большую долю рынка). В результате возникли особые типы монополистических объединений:

  • картели, которые представляют собой соглашения между фирмами одной отрасли о ценах и рынках сбыта
  • синдикаты, где участники сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность
  • тресты, объединяющие собственность отдельных фирм-участник соглашения и управление с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях.