Категория модальности

Отношение говорящего  к действительности, являющееся основным признаком модальности, так или иначе характерно для любого высказывания. Исходя из того, что это  отношение  может быть выражено различными средствами – формально-грамматическими, лексическими, фразеологическими, синтаксическими, интонационными, композиционными, стилистическими  -  модальность становится категорией,  присущей языку в  действии, т .е.  речи, и поэтому является самой сущностью коммуникативного  процесса.

Несмотря на это,  подавляющее большинство грамматистов рассматривают категорию модальности главным образом как выражение реальности/ирреальности высказывания.

Модальность понимается ими как понятие, не связанное с личностной оценкой предмета мысли.

В разных типах текстов модальность проявляется с разной степенью очевидности.

В процессе постепенного развертывания произведения может произойти смещение акцентов с одних отрезков текста на другие.  В этом случае, модальность  начинает играть более существенную роль в содержательно-концептуальной информации. Это явление в основном наблюдается в тех произведениях, где более или менее отчетливо просвечивает личность автора, его мироощущение, его вкусы и представления, что уже есть проявление  субъективно-оценочной модальности.

Наиболее прямым средством,  реализующим модальность в предложении, считается эпитет. Однако в тексте он играет весьма незначительную роль, поскольку имея функцию атрибута, характеризует лишь тот объект, к которому относится. Однако и эпитет, становясь многократно повторяемым стилистическим приемом, начинает вскрывать текстовую модальность. Это особенно заметно в литературных портретах.

Модальность художественного текста пронизывает все его части и коэффициент модальности меняется в зависимости от ряда причин - индивидуальной манеры автора, объекта описания, прагматической установки, соотношения содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации. Чем отчетливее проявляется в тексте личность автора, тем выше этот коэффициент.

Одним из прямых и непосредственных выразителей субъективно-оценочной модальности высказывания является междометие.

Междометие, будучи частицей, выражающей чувства не непосредственно, а, так сказать, пропущенные через наше сознание, выражает лишь понятия о наших чувствах. Это является доказательством не спонтанности, а преднамеренности в использовании этого языкового средства. Междометие окрашивает своими значениями не только предложение, в котором оно употребляется, но и высказывание в целом. При повторе, оно, как и другие приемы, начинает выражать субъективно-оценочное отношение автора к предмету мысли, благодаря чему и становится категорией модальности текста.

Категория модальности в применении к единицам, выходящим за пределы предложения, кардинально меняет свое назначение даже в плане субъективно-оценочного характера.

Из двух видов модальности  - объективной и субъективной -  первая вообще не свойственна художественному тексту. Так как отношение реальность/ирреальность в художественных текстах вообще снимается, поскольку художественные произведения дают только изображенную реальность (являются плодом воображения писателя), объективно-модальное значение чаще всего ограничивается только предложением.