Публичная статья
89
9
0

"Художник-фотограф" Эдуард Гау

     До нас дошли, увы, лишь обрывочные сведения из биографии художника Эдуарда Гау. Основным источником стали архивные документы, в том числе личных записи самого Гау. 

     Согласно сохранившимся архивам известно, что Эдуард Петрович (Иванович) Гау родился в 1807 году в  Ревеле  (ныне  Таллин) и «состоял в русском подданстве».  Отчество «Петрович» он получил позже. Рисовать он научился довольно рано, как и его младший брат – Владимир (Вольдемар) Иванович, ставший впоследствии мастером акварельного портрета. На тягу детей к живописи мог повлиять их отец – художник Иоанн Гау (1771 – 1838), который был их первым учителем. На протяжении четырех лет (1834 – 1838) Эдуард обучался в Дрезденской академии художеств, по завершении которой считался «мастером портретной живописи».

     В 1838 году Гау живет в Дерпте. Оттуда он подает прошение  в Совет петербургской Императорской академии художеств о присвоении ему звания свободного внеклассного художника портретной живописи. Два года спустя за написанный портрет «заслуженного профессора и библиотекаря императорского Дерптского университета статского советника и кавалера доктора Моргенштерна» художнику выдают аттестат с серебряной медалью и искомое звание.

     Однако вскоре после этого Гау отходит от портретной живописи и занимается перспективой. Эти поиски и разработки перспективных видов залов и помещений заинтересовали семью императора и многократно удостаивались их внимания. В подтвержение этому есть заптсь самого художника: «… в 1838 г. признан от Академии художником по живописи портретной масляными красками. С того времени занятия мои преимущественно состояли по части перспективной акварельной живописи, которые удостаивались всемилостивейшего внимания государя императора и всей императорской фамилии».

     В период с 1854 - 1860 (точная дата неизвестна)  годов Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи. При этом он был утвержден в чине титулярного советника. А уже в 1860 году ему был пожалован орден св. Станислава третьей степени.

     Гау никогда не обучался в Санкт-Петербургской академии, по приезду в Россию он уже был признанным мастером перспективной живописи или перспективистом, как часто называли художников данного направления при Академии. Главная задача перспективиста - «фиксация архитектуры в пейзажах и интерьерах зданий». 

     Эдуард Гау стремился к наиболее эффектной передаче пространства и долго выбирал точку, дающую такую возможность. Прежде чем делать наброски он тщательно изучал планы и чертежи. На их основе Гау выполнял карандашные зарисовки перспективы. Учитывая особенности интерьера, выбирал формат и метод построения перспективы. Все предметы интерьера, заранее тщательным образом запечатленные с натуры, он также прорисовывал в своем «наброске». Уже готовый карандашный рисунок мастер переносил на чистый лист, чтобы работать с цветом. Работал Гау в технике отмывки: многократно покрывал слой за слоем лист, постепенно усиливая его тональность. Довольно часто художник пользовался белилами для придания объема предметам, всегда четко обозначая их контур. Передавая тот или иной материал, он применял ретушь. Одним из излюбленных приемов для покрытия изображенного объекта было использование подслащенной воды, яичного желтка, потому как они не только способствовали углублению тона, но и закрепляли поверхность, имитируя лак.

     В творчестве Гау основное место заняли интерьеры дворцов. В 1850-е годы он зарисовал интерьеры в Царском Селе, Петергофе, а также получил большой заказ на акварели с видами помещений Зимнего Дворца. В 1860 – 1870-х он создал ряд изображений интерьеров Михайловского и Николаевского дворцов в Санкт-Петербурге, а также Большого Кремлевского дворца в Москве, но самой значимой серией акварелей в эти годы стала серия, посвященная Гатчине. 

кабинет княжны Марии Александровны
кабинет княжны Марии Александровны

     Точно не известно, когда художник перестал писать. Можно судить только по дошедшим до нас работам, а последними были именно акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца.

Оружейная галерея. Гатчина
Тронная Павла I. Гатчина.

 

     О его личной жизни известно немного. Был женат дважды. О его первой жене не сохранилось никаких сведений, кроме упоминания, что у них было два сына: Ричард и Артур. Эдуард Петрович Гау умер в возрасте 80 лет, в декабре 1887 года, оставив свою вторую жену Емилию Марию Гау (Лилье) с приемной дочерью в крайне затруднительном положении. По этой причине они вынуждены были просить Академию Художеств об оказании им материальной помощи. Академия в свою очередь, отметив заслуги художника, выделила лишь единовременное пособие, а в пенсии отказала, ссылаясь на то, что "Эдуард Гау на службе при Академии не состоял". Еще при жизни (в 1863 году) художник обращался к министру императорского двора В. Ф. Адлербергу с просьбой пожаловать ему звание придворного живописца и назначить пенсию по истечении 25 лет службы, в чем ему было незаслуженно отказано. Действительных причин, увы, не известно. Погребен Гау был в Дерпте.

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: