В цирковом искусстве есть, пожалуй, лишь один жанр, не имеющий династических традиций: клоунада. Наверное, с одной стороны это можно объяснить тем, что истинный клоун – явление уникальное, «штучное».

Театральная и цирковая клоунада, в чем разница?

Цирковая клоунада как вид искусства принципиально отличается от клоунады театральной. Жанр театральной клоунады, даже при использовании приемов буффонады или эксцентрики, строится на развитии общего действия спектакля, когда каждый персонаж встраивается в сюжет, претерпевает определенные трансформации (характера, целей, взаимоотношений и т.д.) в соответствии с фабульными и смысловыми ходами. Цирковая клоунада, напротив, использует принцип узнаваемой маски, остающейся неизменной при любых обстоятельствах. В первом случае мы имеем дело с внутренней логикой развития сюжета представления, во втором – с отдельными короткими эпизодами. Именно потому мы знаем примеры замечательных кинематографических работ известных цирковых клоунов (съемки фильма происходят не в хронологическом порядке, конечный вариант собирается при монтаже из отдельно снятых эпизодов); однако практически не встречаем клоунов, одинаково успешно работающих на манеже и театральной сцене. Это связано с видовой разницей между театральным и цирковым искусством и различными актерскими технологиями работы.

Цирковые клоунские маски

Существуют две классические парные цирковые клоунские маски: «белый клоун» (прототипом которого был персонаж комедии дель арте Пьеро) и «рыжий клоун» (прототипы – Август, Дурачок, Иван Кирпич). Однако наиболее интересные клоуны, отталкиваясь от традиционной маски, всегда искали в ней свою индивидуальность, подробно и углубленно разрабатывая особенности своего персонажа.

Из цирка практически никогда не уходят...

При многообразии жанров, артистов всех цирковых специальностей роднит одна общая черта: из цирка практически никогда не уходят. Жизнь любого циркового артиста большей частью проходит «на колесах», в постоянных гастрольных переездах. С родителями кочуют и дети. Такая жизнь не дает возможности формирования серьезных привязанностей и связей вне цирковой среды; цирк поневоле становится средоточием всей жизни, не только профессиональной, но и личной. Разнообразие способностей, интересов, да и физических возможностей обусловливает осваивание смежных специальностей; однако практически всегда эти специальности остаются цирковыми. Так, если после травмы цирковой артист не может больше полноценно работать гимнастом или акробатом, он, скорее всего, освоит другой жанр циркового искусства – дрессировку, иллюзион; в крайнем случае – перейдет на технически-вспомогательную работу конюха, униформиста и т.п. Однако он навсегда останется связан с удивительным искусством цирка.

 

Вам так же будет интересно прочесть про Юрия Никулина