Конституционное право как наука

Конституционное право как наука появилась в XIX и XX столетиях.

С середины XIX ведущиее направление в науке конституционного права получила «юридическая школа». Представители науки, такие как Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд, разработали основные понятия и категории конституционного права.

Благодаря трудам этих ученых была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционные доктрины демократического правового государства, разделения властей, парламентаризма и т. д.

Методология науки конституционного права

Понятия и категории конституционного права являются опорными точками научного познания, основой применения разнообразных методов исследований.

Методология науки конституционного права состоит из общенаучных, специальных и частнонаучных методов, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

Каждый метод состоит из определенных принципов познания и правил.

Общенаучный метод - состоит анализа и синтеза, абстрагирования, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

Специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук;

Частно-научные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания.

Функции науки конституционного права

Основные функции науки конституционного права это: теоретико-познавательная, методологическая, духовно- идеологическая, воспитательная, практико-организационная, прогностическая.

Теоретико-познавательная функция это разработка понятий и категорий конституционного права, в познании объективных закономерностей и тенденций развития конституционных отношений и конституционных установлений.

Методологическая функция это конституционное право в обобщенной форме выражает глубинную суть общественных отличий явлений и процессов, регулируемых всеми отраслями российского права.Наука конституционного права осуществляет духовно-идеологическую функцию, так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданского общества и демократического социально-правового государства.

Конституционное право регулирует воспитательную функцию, которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.В современном мире весьма значима практика организационной функции науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, надзорно-контрольной деятельности.

Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм в конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений.