Опыт прошлых лет показывает, что развитие судоходства и мореплавания тесно связано с развитием военно-морского флота. Его расцвет помогает обеспечить государственная политика, направленная на  его поддержку и защиту. 
 

Довольно поучительной является история, которая произошла в английском флоте во времена королевы Елизаветы I .Она так же показывает, что без защиты тогда судоходству было не обойтись.

 


Молодой офицер проявил величайшее мужество в одном из  морских сражений и был отмечен королевой. Но спустя некоторое время он отказался сопровождать торговое судно, посчитав это унижением для королевского корабля. Судно отправилось в плавание без защиты и, вскоре было потоплено врагом. Когда королева узнала об этом, она вызвала офицера к себе и сказала: «Вы, глупец, не понимаете, для чего служите во флоте, для чего нужно ваше мужество, поэтому я не нуждаюсь более в вас!» 

 

Почему торговым судам нужна была защита. Появление первых военных кораблей


Морские торговые пути нуждались в охране, поэтому суда стали вооружаться. В эпоху Великих географических открытий в 15-16 веках начинается активное развитие морского судоходства и морской торговли и, вместе с тем, период морских войн, впоследствии длившийся несколько веков. 

 

 


Появляются первые военные корабли, которые в своем развитии прошли тот же путь, что и торговые суда. На смену веслам и парусу пришла паровая машина. Затем машину сменили турбина, дизель, а потом атомные энергетические установки. Все достижения научно-технического прогресса  очень быстро находили применение в военном кораблестроении. 
И в первую и во вторую мировые войны, широкое распространение получили подводные лодки. Однако они не стали тогда главной ударной силой на море из-за ограниченного пребывания в подводном положении и малых скоростей при движении под водой. Решающей ударной силой на море во Второй мировой войне были авианосцы

 

 


Надводные военные корабли 


В послевоенные годы военно-морские флоты продолжали пополняться кораблями тех классов, которые успешно использовались в годы Второй мировой войны. Особое внимание уделяли строительству авианосцев. Но в пятидесятые, в связи с появлением атомных подводных лодок и совершенствованием ракетного оружия, произошли значительные изменения военно-морских флотов. Сейчас из их состава исключены линейные корабли. 
Надводные корабли – авианосцы, крейсеры и эсминцы – в наше время имеют на вооружении разные виды ракетного оружия, а некоторые из них - атомные энергетические установки. Сильно изменились и их тактические боевые задачи. Самыми обширными по размеру считаются авианосцы. Их водоизмещение составляет уже более 100 тысяч тонн, длина около 350 метров и ширина составляет больше 40 метров. Посадочная площадка военного корабля вмещает более 100 летательных аппаратов. Радиус плавания авианосца – 400 тысяч миль. 


На смену ударным артиллерийским кораблям – линкорам и крейсерам – пришли ракетоносцы, вооруженные крылатыми ракетами различного назначения. Многие из них были снабжены атомными боеголовками. Водоизмещение ракетоносцев – 10 -20 тысяч тонн. 
Современные эсминцы также вооружены ракетами – зенитными и противолодочными. Водоизмещение таких кораблей  -  5-6 тысяч тонн. 
Кроме того, в состав военно-морских флотов входят сторожевые и десантные корабли, ракетные и торпедные катера. 

 

 


Атомные энергетические установки подводных лодок 


Атомные установки внесли кардинальные изменения в подводное кораблестроение. В отличие от дизельных подлодок, которые движутся за счет питания аккумуляторных батарей, атомные подлодки не нуждаются в кислороде и могут неделями не всплывать на поверхность. Такие подводные корабли стали главной силой военно-морских флотов. В море такие лодки могут находиться несколько месяцев. Длина может достигать 150 метров, ширина – 10-12 метров, водоизмещение составляет примерно 10 тысяч тонн. Скорость атомоходов около 36 узлов, радиус плавания  100-200 тысяч миль. 
Глубина же погружения до сих пор сохраняется в тайне. Однако известно о прочности  стального внутреннего корпуса и можно предположить, что он  может выдерживать давление на глубине тысячи метров.

 

 

 



Какие задачи решает военно-морской флот 


Как было сказано в самом начале, одной из главных задач военного флота, была прежде всего защита торговых морских путей. Военные корабли конвоировали транспортные суда с грузами – сырьем и продовольствием. 
Вторая важнейшая задача – высадка морского десанта и оборона суши. В то время появились специальные десантные корабли, которые позволяли высаживать непосредственно на берег танки и тяжелое оружие. 
Также, во время Второй мировой войны, перед некоторыми флотами стояла задача поддержания сухопутных войск в прибрежных районах. Корабли обстреливали позиции противника ,высаживали десанты, защищали от флота противника приморский фланг войск. 

 


Защита морских рубежей страны – самая важная задача флота. Основу современного флота сейчас составляют атомные подлодки, которые выпустив баллистические ракеты из под воды, способны уничтожить целые стратегические объекты в глубоком тылу противника.