Смысл романа

Смысл романа во всей художественной конструкции. Кажется, что построение как в басне – мораль, а потом иллюстрация к ней, но нет. Роман посвящен тому, как ситуация не сводится к этой морали, а показывается как-то по-иному. Анна Каренина приближена к основам экзистенциализма – это произведение о смерти и отношении к ней, даже больше, чем о жизни.

Женский вопрос

Невозможно понять при чтении романа, хвалит автор героиню или осуждает. Чтобы понять Анну Каренину, нужно смотреть с очки зрения современника Толстого. Анна хочет уйти к тому, кого она любит. В наше время это не проблема, но в то время это было трагедией всей семьи. Конфликт Анны не является современным. Для нас это не драма, а мелодрама.

В эпиграфе Толстой складывает ответственность с себя, говоря, что высший суд - божий суд. Толстой не может в контексте современности определить ее судьбу. Героиня – заложница ситуации. Толстого не устраивает, что вина всегда ложится на женщину. Каренина делает шаг к Вронскому, впервые говоря о том, что женщина тоже может испытывать сексуальное влечение и для нее это непривычно, ей нравится это чувство. В 19 веке это была культура, в которой такой разговор был неуместен. Вся эта культура строится на ханжестве и уместном лицемерии.

Каренина чувствует, что что-то произойдет, но до конца не верит в это. Анна сама в себе не ожидала такого, что она может представлять себя с чужим человеком.

Жизнь и смерть

Степан (Стива Облонский) – человек, который плывет по течению. Его измена жене, страсть к еде – обольщение тем, что дает тебе жизнь, забвение смерти. Он не хочет думать, что будет дальше. Хороший человек, в котором нет какого-то смысла, основания.

Лёвин ближе к героям "Войны и Мира", так как хочет найти какое-то общее обоснование и серьезно идет к этому. Он дворянин, но, как и Толстой, близок к земле, хочет избавиться от комплекса дворянства. Его отношения с Кити – самые гармоничные во всем романе, они разные, но без фальши и идеалов у них есть родство душ. Но Левин все равно задумывается о некой бессмысленности жизни. Он  старается преодолевать свой эгоизм, комплексы. Из-за неизбежности смерти и витает эта бессмысленность жизни. Ужас смерти в том, что на ее фоне наша жизнь и убеждения – дым и бессмысленность.

Но отношение к смерти в этом романе не такое, как в "Войне и Мира". В "Войне и Мире" – Болконский умирает и идет на свет, а в Карениной – смерть страшна и проста. Делается это для того, что бы показать, к чему приводит разбирательство Анны в себе. Так же смерть Анны показывает, что концепция жизни,  в которой человек не замечает неприятности и делает вид, что их нет, неправильна. Но они все равно существуют и настигнут тебя. Так же дело обстоит со смертью.

Анна решается на поступок, но постепенно сдается. Именно поэтому она не герой.

Вскоре Вронский сам ощущает, что история с Анной может ему повредить, и Анна понимает, что она осталась одна. Где Анне найти такие опоры для жизни? Как посмотреть на себя со стороны? Жизнь для нее становится чем-то болезненным и неприятным. Но Толстой считает, что это все же лучше, чем жить в фальши и обмане.

Толстой понял, что судьба женщины максимально новая и противоречивая тема.

Вывод

В эпиграфе говорится, что счастье – это ложь, они живут призраком жизни, поэтому и одинаково, а те люди, которые честны, кто не хочет жить в системе обывательских иллюзий, те, кто решаются на поступок – несчастны.

Мораль Толстого – не морализаторство, так как человек сам в себе это открывает.

Становление вот этой морали и является главной темой, которая связана с поиском смысла жизни.