Illjustracija-Gore-ot-uma-Chackij-P-Sokolov.jpg

«Горе от ума» - одно из самых цитируемых произведений в русской культуре. А.С. Грибоедов закончил работу над комедией в 1824 году.

С точки зрения истории литературы с классицистическими тенденциями уже произошел разрыв, эпоха романтизма, основанная на неприятии действительности и двоемирии является ведущим литературным направлением. Однако двоемирия в произведении не заметно. Более того, в классицизме действий было обычно пять. Здесь же, при открытии афиши, читатель уже замечает противоречие: «комедия в четырех действиях».

Так к какому же литературному направлению следует относить «Горе от ума»?

Черты классицизма

1. Говорящие фамилии/имена героев. Это прием использовали в классицизме для передачи доминирующей черты героя. Софья, Молчалин, Скалозуб - все эти имена раскрывают особенности их обладателей уже при прочтении афиши.

2. Амплуа. Основное составляющее классицистических комедий – комедии масок. Герои придерживаются одной тактики поведения, свойственной заданному типу.

3. Правило трех единств (места, действия, времени). В комедии действие происходит в доме Фамусова, одна основная сюжетная линия, события укладываются в 24 часа.

Черты романтизма

1. Герой – сильная личность, стремящаяся к идеалу, непонятая обществом.

2. Разрыв с окружающими приводит к отъезду героя.

Черты реализма

1. Наличие характеров. На первый взгляд Софья – однозначно положительный персонаж. Но именно она обвиняет Чацкого в сумасшествии. Более того, Софья обманывает отца, скрывая свой роман с Молчалиным. В развязке комедии девушка, увидев возлюбленного с Лизой, самоотверженно заявляет: «Отстаньте, говорю, сейчас, Я криком разбужу всех в доме, И погублю себя и вас». Типичный классицистический персонаж был не способен на такие чувства.

Такую же неоднозначность производит и Чацкий. В деталях изучив нравы страны, он не видит очевидного: влюбленность Софьи в Молчалина. Именно на этом недоразумении и построен сюжет произведения. И именно в этом и заключается основное отступление от классицистических традиций.

2. Внимание к быту. А.С. Грибоедов показывает, как ведут себя не только главные действующие лица, но и второстепенные персонажи. Быт комедии – политическая система, которая становится решающей в конфликте. Существующий уклад жизни враждебен Чацкому. И это является основной причиной, по которой он вынужден покинуть общество.

Вывод

Таким образом «Горе от ума» - синтез различных методов и направлений литературы. Сводить это произведение к какому-либо конкретному направлению – означает воздвигать рамки и ограничивать семантику многогранного произведения.