Феномен массовой литературы

М. Лотман определяет массовую литературу как социологическое явление, которое ориентируется в первую очередь на определенные группы и преследует определенные цели. Массовая литература четко противопоставляется элитарной («вершинной»).

Внутренняя классификация литературы:

  • художественная литература,
  • беллетристика,
  • массовая литература.

Социология литературы видит своей целью выявление связей между наукой социологии и литературой, стремится найти важную социологическую информацию в литературных текстах.

Литературные тексты существуют непосредственно в социуме и отражают социальные типы и особенности в героях, именно поэтому ученые рассматривают литературу не только в качестве художественного произведения, но и в качестве источника социокультурного познания.

Черты массовой литературы

  • Направление постмодернизма (Шишкин, Лимонов, Шаров, Сорокин);
  • Эскапизм – намеренный уход от реальности (бегство). Принцип, использующийся в массовой литературе, при помощи которого показывается попытка героя сбежать от реального мира в мир более идеальный, но, в то же время, более упрощенный. Такие понятия, как добро-зло, свет-тьма очень точно разграничиваются в данном случае, что не оставляет возможности существования неоднозначного и многогранного мира. Эскапизм служит способом «избегания» и для читателя, который рассчитывает только на развлекательность и получение удовольствия от чтения, но не на интеллектуальную и моральную нагрузку. Читатель почти всегда ищет в литературе то, что не может найти в жизни: мысли, надежды, воплощение мечты. Литература в таком случае становится не отражением реальной жизни, а отражением человеческих желаний и мыслей, не воплощенных наяву. Именно поэтому эскапизм активно проникает в массовую литературу, которая пользуется популярностью в большом кругу читателей: люди хотят видеть не то, что они видят каждый день, а то, что для них является недостижимым и более желанным.
  • Документальность;
  • Прием «узнавания» реальности;
  • Использование приемов коллажа и монтажа в произведении;
  • Переосмысление советских клише;
  • Концептуализм;
  • Сюрреализм;
  • Антиутопия (Быков, Аксёнов, Маканин);
  • Распространение «женской прозы» (Улицкая, Токарева, Славникова).

Таким образом, читатель получает большее душевное удовлетворение и больше положительных эмоций, чем читая реалистичные произведения.

Массовая литература обязательно создается в соответствии с запросами современности, в первую очередь, с запросами читателя. Она рассчитана на упрощенное представление информации читателю. Такой тип литературы строится по определенным канонам, в соответствии с которыми существует заданный тип героев, развития сюжетной линии и концовки. В отличие от беллетристики, массовая литература упрощает цели и не ставит перед читателем сложных нравственных проблем и спорных вопросов.

Беллетристика

Беллетристика – это тип литературы, который обычно не несет в себе ярко выраженной художественной оригинальности. Она нацелена на живой отклик читателя, так как отражает важнейшие особенности какой-либо эпохи.

Беллетристика обеспечивает интересный сюжет, призывая обратить внимание на нравственные, социальные и другие острые вопросы и обращает читателя к проблеме моральных ценностей. Один из приемов беллетристики – эффект «узнавания» реальности: создание такой ситуации, в которой читатель легко определит себя в ней. В отличие от массовой литературы, в беллетристике позиция автора четко и однозначно выражена.