Учитель – это не просто человек, который передает информацию. В этом слове и образе заключен целый ряд значений и смыслов, которые, переплетаясь друг с другом, должны создавать гармоничное единое целое.

Профессиональные качества

Выдающиеся педагоги последних столетий беспрестанно говорят и пишут о важнейшей функции учителя и о тех «измерениях», в которых он одновременно предстает. Б.А. Буяльский в своей книге «Курс на мастерство» подробно рассматривает суть профессии учителя-словесника с разных сторон и представляет большое количество полезных советов для успешной работы на уроках русского языка и литературы: как с точки зрения анализа информации, так и с точки зрения воспитания и становления личности. Речь идет о том, что человек, называющий себя учителем должен осмыслять себя и (соответственно отражать) как: человека (личность, отличную от индивида), как воспитателя (истинного педагога) и как специалиста в своей профессиональной области.

Конечно, соотношение всех этих трех проявлений требует большой работы со стороны педагога (или начинающего педагога), так как одно дело – быть человеком, профессионалом, а другое дело – постоянно развивать в себе каждого из них и уметь грамотно сочетать эти «роли» вместе. Слово «роли» здесь употреблено, несомненно, условно и не связано со значением искусственности, а отсылает к вопросу о многогранности человеческой личности.

Личностные качества

Итак, учитель становится «проводником» между учеником и наукой, а также между учеником и реальной жизнью. Как личность педагог должен обладать определенными нравственными установками, которые в первую очередь базируются на человечности, порядочности и совести. Только настоящий Человек может научить ребенка (а значит, и воспитать его), так как процесс обучения – это не только обмен знаниями, но и обмен мыслями, чувствами и идеями, а что еще важнее – идеалами.        

Настоящий учитель, любящий свою работу, всегда будет расти и развиваться, то есть находиться в состоянии постоянного поиска, и что самое важное – видеть в этом смысл своей деятельности.

Советы для успешной работы

Как специалист, преподаватель никогда не перестает изучать новое и стремиться к усовершенствованным путям преподавания одного и того же материала, подачи информации, то есть никогда не останавливается на достигнутом (даже в том случае, если достиг он многого) и всегда верит в то, что существует нечто большее  и лучшее, нежели есть сейчас.

Любому учителю-словеснику нужно вести собственную картотеку, которая будет помогать ему легко ориентироваться в материалах по произведениям или авторам, или же классифицировать практический материал по отдельным темам. Нельзя отрицать, что объем текстов, справочников, аналитического и практического материала у учителя русского языка и литературы  довольно большой, если не сказать необъятный; именно поэтому появляется необходимость продумать свою работу с этими материалами, так как это обеспечит успешный результат в дальнейшем.

Также необходимо готовить разные виды работ на каждое занятие: лекционные, тренировочные, творческие и так далее. Содержание всегда должно обновляться, чтобы дать возможность посмотреть на одну и ту же тему с разных сторон.

Учителю-словеснику следует тренировать выразительное чтение, чтобы уметь отражать необходимые эмоции и передавать саму суть того или иного произведения. И впоследствии научить детей читать художественные тексты, не просто извлекая информацию из них, а получая всю гамму чувств, которые вкладывает в героев и в повествование автор.

Для активных часов, включающие беседы с учениками, дискуссии или дебаты, необходимо готовить планы беседы, наводящие вопросы и другие виды «подсказок», которые помогут ученикам вести диалог и «идти» в правильном направлении. В данном случае, учителю всегда нужно помнить, что даже тогда, когда он дает возможность высказываться детям, он незримо направляет их и помогает сохранять верный путь рассуждений.

Существует еще множество деталей, которые относятся к работе учителя и советов, которые можно дать практикующему педагогу, однако перечислить их все  просто невозможно. Нужно лишь сделать вывод о том, что любой учитель в первую очередь должен быть настоящим человеком, готовый работать не только с информацией, но и с душой ребенка.