Публичная статья
485
51
0

Михайловский дворец

Михайловский дворец — бывший великокняжеский дворец на площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры высокого классицизма.

История дворца

Замысел и строительство дворца

Начало истории Михайловского дворца связано с рождением великого князя Михаила. Тогда, в 1798 году, его отец, император Павел I, повелел откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку в будущем для своего младшего сына дворца, который роскошью и комфортом соответствовал бы величию и вкусам императорской фамилии.

Августейшему родителю не довелось увидеть воплощение своего замысла — спустя три года жизнь и царствование его трагически и безвременно были оборваны дворцовым переворотом. Но воля государя исполнялась исправно, и когда накопленная сумма достигла 9 миллионов, а возраст великого князя Михаила — 21 года, началось строительство дворца.

Александра I Старший брат Михаила Павловича — император Александр I — 17 апреля 1819 года установил в основание фундамента каменный ковчег с серебряными монетами и заложил серебряную доску с памятной надписью.

Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Росси — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир.Вместе с Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур...

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас.

В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира 3-ьей степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.

Дворец до революции

В «домузейный» период жизнь дворца, начавшаяся в 1826 году, когда в него переехал великий князь Михаил Павлович с супругой великой княгиней Еленой Павловной, складывалась по-разному. Самыми блестящими были первые десятилетия.

Михайловский дворец в стории

Барон М. Корф в своих воспоминаниях, опубликованных в «Русской старине» в 1904 году, так описывает бал по случаю бракосочетания великой княгини Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтербергским 6 июля 1839 года: «К балу были свезены все цветы из Павловских и Ораниенбаумских оранжерей, па двухстах возах и пяти барках, которые вел особый пароход. Зато все во дворце цвело и благоухало, и такого обилия редких и многоцветных растений мне не случалось видеть. В большой зале, где купы цветов, исторгался прекрасный фонтан, который вместе с тысячью огнями вторился в бесчисленных зеркалах. <...> Везде и во всех концах дома раздавалась музыка, которая гремела и в саду, открытом в этот день для публики и всего народа».

После смерти великого князя Михаила Павловича в 1849 году на смену феерической роскоши великосветских балов пришла более утонченная атмосфера артистического салона великой княгини Елены Павловны. Здесь собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, ученые, писатели, здесь зарождалось Русское Музыкальное Общество, а затем — и первая в России консерватория.«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, — вспоминает их постоянный участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн, — здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».

Затем, после смерти великой княгини Елены Павловны, дворец унаследовала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, завещавшая дворец сыновьям — принцам Мекленбург-Стрелицким и дочери- принцессе Саксен-Альтенбургской. При них дворец быстро и окончательно пришел в упадок «... деревянные стропила дворца сгнили, некоторые потолки грозили падением, крыша проржавела; комнаты, поражавшие прежде великолепием, представлялись жалкими развалинами с провалившимися полами...».По настоянию Николая II он был выкуплен у наследников.

Основание музея

13 (25) апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Для нужд музея здание Михайловского дворца было перестроено по проекту В. Свиньина. Им был снесён восточный корпус (конюшни) и манеж. На их месте в 1900-1911 годах построено здание Этнографического отдела музея. Полностью были перестроены интерьеры дворца. От интерьеров Карла Росси остались лишь Парадная лестница и Белый зал, в котором из шести настенных росписей сохранились только четыре. Открытие Русского музея в Михайловском дворце состоялось 7 марта 1898 года.

В связи со значительным увеличением коллекции в 1910-1914 годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был достроен. Он получил имя своего создателя - "корпус Бенуа".

В ноябре 1941 года в корпус Бенуа попало две фугасные бомбы. Реставрация здания проходила в 1947-1963 годах. В годы блокады Ленинграда была проделана огромная работа по спасению ценностей музея. В то время во дворе Михайловского дворца стоял памятник Александру III. Его засыпали песком и накрыли брёвнами. В эту конструкцию однажды попала фугасная бомба, но памятник не пострадал. В 1958 году корпус Бенуа был соединён с основным зданием крытым переходом.

Интерьеры дворца

Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

Михайловский дворец изнутри

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением Росси и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера. Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой.

интерьеры Михайловского дворца

Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.

Читайте также: 

Юсуповский дворец на Мойке

Аничков мост

 

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: