Цикл статей, посвященных литературе постмодернизма, а, в частности, такому направлению как литература абсурда, стоит начать с объяснения общих терминов и положений.

Что такое постмодернизм?

Постмодернизм – художественное направление, возникшее в середине 20 века, спецификой которого является сознательный отказ от всего, что было выработано предыдущей культурной традицией. Неотъемлемой чертой направления считают восприятие мира через призму языковой игры.

Известный исследователь литературы постмодернизма,  Ильин И. П. , отмечает, что для постмодернизма характерно специфическое видение мира, которое получило название «мир как хаос» в литературной критике. Для такого мировоззрения характерно отсутствие как причинно-следственных связей и иерархии, так и ценностных ориентиров. Авторы эпохи намеренно отказываются от того, что уже создано в литературном мире.

Одна из точек зрения в лингвистике предлагает рассматривать постмодернизм как «своеобразный художественный код, т.е. свод правил организации любого произведения искусства». Постмодернизм не просто ставит под сомнение существование смысла, но и отмечает бессмысленность любого опыта «построения модели мира». Сомнения в существовании смысла пронзают насквозь работы, написанное в то время. Например, рассказ Дональда Бартелеми  «The Glass Mountain» (перев. «Стеклянная Гора») или «Ping» Самюэла Беккета.

Постмодернистский текст - каков он?

Некоторые лингвисты придерживается мнения, что постмодернистский текст не способен интерпретироваться однозначно, так как в нем заложена смысловая множественность, позволяющая считать каждое его толкование имеющим место быть.

Важным вкладом в развитие интерпретации постмодернистских текстов стало выделение особенностей поэтики литературного постмодернизма, отмеченные  лингвистом Скоропановой:
а) появление новых, гибридных литературных форм, происходящее двумя путями:

  • соединение языка литературы с различными языками научного знания как равноправных форм (образование произведений на грани   литературы и философии, литературы и истории и т.п.);
  • актуализация «второстепенных» жанров (мемуары, житии и др.), скрещивающихся с «ведущими»; так называемые «мутации» жанров высокой и массовой литературы;

б) цитатно-парадийное многоязычие, пастиши;
в) ризоматика (аструктурированность, отсутствие иерархических отношений);
г) иронизирование и пародирование.
Таким образом, постмодернистские тексты представляют собой некий набор всего, что уже было создано ранее, обработанный и структурированный в зависимости от целей автора.