Мне довелось в этом году не только писать «Тотальный диктант», но и проверять его. В отличие от Владивостока, писавшего отрывок «Утро», Оренбург писал «День» а мои знакомые учителя в Саратове писали «Вечер».

Текст Гузели Яхиной, автора трёх отрывков диктанта - это особая магия и мелодика. Читая его, я испытываю гордость за эталонный, литературный русский язык в её строках... С нетерпением жду мая и новое произведение автора «Дети мои» - о «маленьком человеке» Якобе Бахе, учителе немецкой словесности, с коим мы как раз и познакомились 14 апреля на диктанте, который зачитывали вот уже 15 – й год подряд. Целью его является популяризация чтения и проверка грамотности.

 

Написание

Заведующая кафедрой русской филологии и методики преподавания русского языка Юлиана Пыхтина проинструктировала присутствующих и напомнила несколько правил русского языка, которые потом пригодились. Юлиана Григорьевна пожелала удачи и передала слово Светлане Губернской, которая после сказала:

- Зачитывала отрывок текста «День», признаюсь: сначала было волнительно читать его, хотелось, чтобы все написали на пятёрки, но волнение быстро ушло, так как по первому образованию я учитель русского языка и литературы. Я постаралась донести текст автора до пишущих с правильной интонацией и артикуляцией. Мы живём в России и важно любить и знать русский язык – отметила заместитель генерального директора ГТРК «Оренбург», журналист Светлана Губернская.

Поспрашивала у людей: для чего они пришли на диктант? Школьники ответили «интересно», студенты «так нужно» (звучало как «партия сказала «надо»), а уже взрослое сознательное население проявили фантазию в ответах:

- Я учитель и хочу знать – достойна ли я когда – то полученного красного диплома.

- Мы с подругой поспорили.

- А я с внуком пришла.

- Мы с женой решили провести выходной так, а не в магазине – на празднике русского языка.

- Хочу быть уверен, что являюсь  не только носителем языка, но и грамотно им владею.

Текст был пунктуационно сложным, мозги буквально кипели! В семи аудиториях оренбуржцы старательно выводили букву за буквой, пытаясь не ошибиться, вслушивались в каждое слово и паузу диктующего, предвещавшую постановку знака.

 

Проверка

Она проходила в три этапа, то есть три человека перепроверяли работы друг за другом.  Встречались ошибки в прилагательных: сомнамбулический, элегантный, квашеная, юный. В том числе в наречии чересчур – «через чур», что неверно. Многие делали ошибки в деепричастном обороте и выделяли часть предложения, как уточняющую конструкцию – ставили две лишние запятые. Или наречие + глагол (осязания, обоняния, видения) отделяли запятой, а не двоеточием «Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а…». Отмечу, что деепричастие с признаком добавочного действия «не спеша» пишется раздельно – частотная ошибка. Такая же часто повторяющаяся, как присутствие знака точки в названии заголовка – её там быть не должно.

Но теперь о хорошем: радовала возможность вариативности пунктуационных знаков. Как призналась сама автор Гузель Яхина: «В одном из предложений филологи допустили 96 вариантов нормы». Но я встретила только тот вариант, где норма в написании сложного предложения с деепричастным оборотом насчитывала тринадцать верных вариантов.

Часто встречающейся была ошибка слитного написания в местоимении + частице «те же, что и …». Многие забыли школьное правило «то, либо, нибудь – чёрточку не забудь», и писали неопределённое местоимение без знака дефиса.

Были и перлы: сомнамбибулическое состояние, трепетание восторгов груди, теребя макушкой, зажатой линейкой на руке.

В моих руках была работа с показателями 0/0 за число орфографических и пунктуационных ошибок, которую я с гордостью оценивала на «5», а были и такие: 13/8, 12/4 и это претенденты на два балла.

Признаюсь честно: моя работа не встретилась ни мне, ни моим знакомым, но я уже сомневаюсь, что смогу получить «пять» - допустила ошибку в бессоюзном сложном предложении, я поставила запятую там, где вариативности в знаках нет и должно быть только двоеточие.

Результат можно узнать на totaldict.ru в личном кабинете по кодовому слову.