Публичная статья
333
33
0

Мудрый Людвиг

Чтобы не исчезнуть с планеты Земля, мы должны постоянно налаживать контакт посредством языкового общения. Ведь каждому из нас необходимо для собственной безопасности научиться мирному сосуществованию не только с теми, кто разговаривает с нами на одном и том же языке, но и с теми, кто вначале не понимает смысл произносимых нами слов, и до их сознания приходится добираться, тратя на это силы и время.

Мудрый Людвиг

Он был австрийцем и рос в среде Империи, созданной Францем Иосифом I на территории большого государства, где проживали разные народы. Они заводили друзей, вступали в брачные союзы, переезжали с места на место, непрерывно обменивались опытом, осваивали другие  языки и вели торговлю. Эти факторы неизбежно приводили к смешиванию их культур. Так как эти национальные группы по понятным социальным причинам общались между собой и сближались с соседними представителями других культурных ценностей, заниматься исследователю их социальными проблемами было интересно и естественно.

Мудрый Людвиг

Л. Витгенштейн – это часть философской традиции, которая появилась в XX веке и стала называться «лингвистический поворот». В начале своего философского пути он, как и его предшественники, Эммануил Кант и Дэвид Юм, считал, что все размышления должны быть направлены на изучение языка, ведь все философские проблемы зависят от лингвистических барьеров. Много лет усердный ученый изучал важные коммуникативные задачи. Ошибался, сам себе противоречил, но постоянно возвращался к одним и тем же  вопросам, волнующих всех.

Биография феноменального лингвиста

Витгенштейн

Людвиг родился в 1889 году в городе Вене в очень обеспеченной многодетной семье сталелитейного магната, который покровительствовал миру искусства.

Людвиг Витгенштейн

Обладая с ранних лет талантами, Людвиг интересовался живописью, скульптурой, архитектурой, инженерией, математикой, литературой. Благодаря своей бабушке Леопольдине и брату Паулю, которые были пианистами, полюбил музыку.

Также у него проявлялась склонность к логической философии, что помогло ему преодолеть многие трудности его нелегкого жизненного пути. По национальности он был евреем, его отец имел строгий нрав,а мать его поддерживала. Их семья была большой, знаменитой и дружной, что оказало значительное влияние на характер Людвига, сформировав его в многогранную правдивую личность с ярким интеллектом и сильной жизненной позицией.

Витгенштейн семья

У него было много братьев и сестер, получавших вместе с ним качественное домашнее образование.

Витгенштейн братья и сестры

По другой версии, изложенной в книге Кимберли Корниша «Еврей из Линца», до 14 лет Витгенштейн учился в одном классе с Адольфом Гитлером.

Витгенштейн Гитлер

Потом пятнадцатилетним юношей поступил в реальное училище, где с удовольствием успешно осваивал естественные и физико-математические науки. В 1908 году, будучи аспирантом университета в городе Манчестере, изучал труды Готлоба Фреге и поэтому увлекся инженерным делом, заинтересовался устройством летательных аппаратов, в результате чего разработал авиационный пропеллер, который подарил ему удовлетворение и гордость собой, выдержав тестовую проверку. В то же время он увлекся математической философией и ее логическими направлениями. Исходя из того, что его отец был крупным промышленником в Европе, он предоставлял достаточное количество денег на образование сына, что позволило мальчику заниматься любимым делом без каких-либо преград.

В 1911 году Людвиг поступил в Кембридж и стал интересоваться языком как средством передачи информации, там же он познакомился с Расселом Бертраном, который на долгие годы стал для него хорошим другом и помощником в научных исследованиях. В 1913 году Л. Витгенштейн вернулся в Австрию, где инженерному делу предпочел философский путь. В 1914 году началась первая мировая война, внесшая коррективы в стремления исследователя заниматься только наукой. Он, как и многие патриотические австрийцы, пошел добровольцем на фронт, но военные действия не смогли отвлечь его от глубоких размышлений, а только позволили ему обрести опыт трагических событий. Работая санитаром в лазарете, чтоб отвлечь себя от людских страданий, он брал из походного ранца свою тетрадь, садился в укромное место и делал в нее заметки, где излагал свои гениальные мысли, создавая «Философский журнал», который стал предисловием к трактату.

«Логико-философский трактат»

Логико-философский трактат

На основе своих наблюдений в 1918 году, находясь в лагере для военнопленных, пишет свой «Логико-философский трактат», изданный лишь в 1921 году на немецком, а в 1922 году – на английском языках.

Трактат представлял собой  короткое, неординарной структуры творение с семью основными изречениями, которые разветвляются в дополняющие их лаконично обдуманные, четко прописанные афоризмы. Чтобы создать такие небольшие высказывания, Людвигу пришлось долго и тщательно размышлять над дифференцированными вопросами, находясь в поиске ответов на них. Этот трактат был признан большим научным трудом, несмотря на некоторые неточности. В нем раскрываются различные коммуникативные проблемы, в том числе и лингвистического характера, но автор дает им оценку новыми логическими и прагматическими (основанными на реальных фактах) методами.

Целью Л. Витгенштейна было показать лимит мыслей в языке с помощью осмысленных понятий, которые мы выражаем благодаря речи. Логика этого языка помогает нам выразить мысли при условии чередования символов. Это не дает нам выйти за пределы наших суждений и нашего воображения.

Этическая подоплека этой книги находится и в начале, и в афоризмах, и в заключительной цитате трактата.

Однако мораль в нем невыразима, так как все попытки обосновать человеческие поступки со стороны нравственности, по мнению философа, обречены на провал.

Смысл трактата – это признание ограничений, которые ни при каких обстоятельствах невозможно преодолеть, даже проявив излишнее любопытство, потому что человек не может выйти за границы своих мыслей и узнать, что ему неведомо, в этом и есть этическая сторона книги. Здесь язык изучается с помощью опыта знаний в пределах этих ограничений. Выражая свои мысли, мы находимся в рамках и не можем выйти за их пределы. Трактат наполнен парадоксами (мнениями, противоречившими здравому смыслу), но если взглянуть на них с другого ракурса, станет ясно, что смысл в них глубоко спрятан. Писатель объясняет читателю, что существует две разные позиции (одна – это то, что нам говорят, а другая – это то, что нам показывают). Все высказывания подобны лестнице, с высоты которой мы можем познать мир. Затем, чтобы освободить место для новых впечатлений, старые идеи отодвигаются на второй план. Развитию способствует размышление над разными вопросами, которые могут быть рассмотрены со всех доступных сторон, в пределах мыслей при изучении множественных достоверных фактов. Каждый раз возращение к любому из изученных ранее вопросу формирует иные, чем прежде сделанные, выводы, так как набор фактов и знаний постоянно меняется. Людвиг Витгенштейн считал, что многие проблемы, обсуждаемые философами, на самом деле проблемами не являются: они бессмысленны, нелогичны и не важны. Даже многие афоризмы, созданные им лично, спустя годы, будет считать ложными, пересмотрев свои взгляды. Он доносит до своих последователей, что предложения в совокупности образуют язык, а мысли формируются из предложений, которые опираются на факты и образы. Витгенштейн полагал, что язык переодевает мысли, а человек, используя слова и предложения, его строит, выразив с помощью речи смысл, не имея четкого представления о формировании звуков, которые произносит в процессе разговора. В этом трактате автор делает упор, прежде всего, на логику, в отличие от своих коллег, которые, до него разбирая языковые проблемы, касались в основном грамматики, фонетики, эстетики, синтаксиса и других важных задач, поставленных перед лингвистикой. Также наряду со свободой слова и её ограничений Людвиг Витгенштейн уделял большое внимание мистике. Он писал, что помимо логики существует то, что невозможно объяснить и причислял к этому мистицизм, религиозные течения, эстетику и этику, и даже самого себя. Мыслитель толковал, что все эти элементы оказывают влияние на лингвистику и очень важны для нее, но сами они нереальны для понимания и невидимы, поэтому не выражаются при общении словами, потому что выдуманы и туманны.

Поиск себя

Сам он не мог отнести книгу в издательство, так как находился в плену, поэтому попросил это сделать своего друга философа Рассела, с большим трудом переслав ему копию оригинала. Однако Бертран своим пояснением в начале трактата неверно истолковал текст товарища, исказив истинное значение произведения, что сильно расстроило Людвига и оттолкнуло от философии. Ведь смысл содержания многолетней его работы неправильно был донесен до читателей, из-за чего нарушилась гармония, порядок и суть этого творения. После этого случая они рассорились и перестали общаться, а Людвиг, забросив научную деятельность, занялся преподаванием в сельских школах, и даже какое-то время работал садовником, пытаясь сменить род своей деятельности. Но, несмотря на его доводы против занятий любимым делом, автор трактата вскоре изменил свое решение и вновь принялся за мыслительную деятельность. Опять-таки появление данной книги произвело фурор в научных кругах и прославило Витгенштейна. А самые ярые сторонники трактата прониклись его теорией и создали кружок по интересам, считая Людвига основоположником и идейным вдохновителем и указав это в своем манифесте. Познакомившись в 1927 году с участниками этого тематически ценного для него венского кружка, он с удовольствием стал его посетителем и вновь проникся деловой научной атмосферой, сделавшей его счастливым.

В его творчестве выделяют два периода философствования: ранний и поздний.

Они имеют много отличий. Рукопись трактата относят к длившемуся до 1929 года первому «раннему» периоду философских размышлений Людвига Витгенштейна.

В 1929 году он вернулся в Кембридж в качестве преподавателя и достиг докторской степени. До тех пор искренне полагая, что потерпел неудачу на поприще логической коммуникативной философии, считая себя недостаточно мудрым в этом вопросе и думая, что и его ученикам, не обладающим опытом и большим количеством знаний, нельзя размышлять над важными общественными темами, чтобы не вводить народ в заблуждения и не навредить этим науке. Запретив своим студентам философствовать, он стал читать им интересные лекции, которые пользовались популярностью, повышая его самооценку, и после некоторых сомнений и раздумий он вновь укрепил желание продолжить изучать языковые проблемы.

С 1930 года начинается поздний период его мировоззрения, который отличается от первого, но, несмотря на это, тесно тематически переплетается с ним. Слава о его трактате подтолкнула аналитика к новым размышлениям о языке, как о форме жизни и о единственном оружии философии.

«Философские исследования»

Философские исследования

В его «Философских исследованиях» он писал: «Результатом философии становится открытие одного или другого очевидного нонсенса и удары, которые получает наш рассудок в связи с попыткой выйти за рамки ограниченного языка. Эти удары позволяют нам узнать истинную цену открытия».

Людвиг Витгенштейн имел в виду, что человечество с момента своего появления на планете безрезультатно пытается выйти за рамки своего понимания мира. И все попытки, что-либо прояснить не продвигают нас к загадочной цели. Нам не дано узнать то, что от нас укрыто, мы можем только пользоваться тем, что доступно, это и есть наша реальность, наш предел, а все остальное для нас это чудо.

Все исследования в основном приводят к абсурдным нелепым мыслям, которые не подкрепляются фактами и образами. Очень опасно лезть туда, что от нас пытаются тщательно скрыть. И так же нельзя создавать сомнительные идеологии, которые могут привести человечество к вымиранию.

Философ выступал против лжи и ереси, которые влекут за собой череду бед. Религию и мистику он не одобрял, так как это все не подвластно каким – либо оценкам со стороны лингвистики. Ведь следуя за фанатичными идейными лидерами целые группы, превращаются в зомби и ими можно управлять, направляя против других людей с отличными взглядами.

К сожалению, угроза развития глобального конфликта, нависающая над человечеством, сохранилась до наших дней, так как  иноязычным человеком, не понимающим чьи - либо взгляды и мысли, может оказаться не только житель другой страны, но и, как ни странно, член семьи, который существовал рядом большую часть жизни. Близкие люди порой тоже не разделяют друг с другом некоторые профессиональные аспекты и увлечения, они имеют свои амбиции и пользуются только выражениями соответствующими их уровню развития, опираясь на собственные знания, находящиеся внутри их индивидуального мира.

По первому мнению Великого аналитика Витгенштейна, у каждого из разумных представителей планеты свой мир, в рамках которого он и рождает свои мысли. Изучая чужой мир и чужой язык, мы пытаемся пройти сквозь стену непонимания и чуждых нам доводов, мы должны научиться деликатности и благоразумию, что позволит нам, несмотря на разногласия, жить в ладу с другими людьми и природой, подарившей нам жизнь. Если человек не обладает никакими навыками и не имеет должного для выживания, в сформировавшем его социуме, образования, не может объясняться с другими людьми понятным для них языком, то этот человек останется без дружеской и финансовой помощи, когда будет в ней нуждаться.

Людвиг Витгенштейн, стараясь в своих книгах указать на цену ошибок, желая донести до читателей суть языковых проблем и их решение, пытался отыскать истину, в мутных глубинах своего сознания. Он, размышляя над истоками мироздания, почти ничего не добился, не смог достучался до человечества. Тем более кто сейчас вообще хочет изучать его труды? Предпочтительнее для современников компьютерные игры и развлечения.

Опираясь на философские цитаты великого ученого, оформленные в афоризмы, в которых он выразил всю свою силу мыслей, болея всей душой за род людской, мы, к сожалению, осознаем, что, трудности общения не исчезли, несмотря на то, что нас с ним разделяют  годы, за которые произошли значительные перемены.

 

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: