Публичная статья
448
47
0

Музей истории искусств в Вене

Музей истории искусств, или Художественно-исторический музей – всемирно известный музей в Вене.

венский музей истории искусств

История

Музей истории искусств открыт в 1891 году. Коллекция расположена в здании, построенном специально для неё, в отличие от большинства мировых художественных собраний классического искусства, где для этих целей использовались королевские дворцы. Музей истории искусств и Музей естественной истории, находящийся напротив, спроектированы венским архитектором К. Хазенауэром (1833-1894). Проект переработал немецкий архитектор Г. фон Земпер (1803-1879). Помимо картинной галереи особого внимания заслуживает египетская коллекция (одна из самых крупных в мире).

Коллекции

По подбору картин галереи ясно, что это частная коллекция: несмотря на богатство и разнообразие представленных полотен, собрание не слишком систематично. Габсбурги создавали коллекцию предметов искусства тех стран, над которыми они господствовали – Германии, южной (католической) части Нидерландов, Северной Италии, Болоньи, Неаполя, Флоренции, Венеции и Испании. Меньше или совсем не представлены Франция, Англия, значительная часть Нидерландов.

Габсбурги предпочитали совершенные произведения искусства. При составлении коллекций они отдавали предпочтение произведениям периода творческого расцвета живописцев, а также венецианскому и фламандскому искусству XVI-XVII вв., порой декоративного характера. Все коллекционеры из рода Габсбургов любили старых голландцев: П. Брейгеля-Старшего, позднего П.П. Рубенса, А. ван Дейка и немца А. Дюрера. В то же время в собрании не представлены картины ранних периодов творчества великих художников, нет живописи XIII-XIV вв., эскизов и т.д.

Коллекция музей истории искусств

Можно выделить 4 основные коллекции.

Основу экспозиции составляет собрание императора Рудольфа I, в которое вошла коллекция работ П. Брейгеля-Старшего, произведения А. Дюрера, ряд полотен итальянской школы маньеризма (А. Корреджо). С другой стороны, формированию собрания способствовал эрцгерцог Леопольд-Вильгельм (1614-1662), брат императора Фердинанда III. Во время своего наместничества в Нидерландах (1647-1656) эрцгерцог Леопольд-Вильгельм приобрел значительную часть (1400 полотен) коллекции обезглавленного короля Англии Карла I и его ближайших придворных – лорда Гамильтона и лорда Букингема. Так в Вене очутились полотна венецианцев, в частности работы Тициана, Джорджоне и Веронезе. Основную часть коллекции составляла венецианская и североитальянская живопись XV-XVI вв., а также фламандская живопись XV-XVII вв. В 1656 году картины были перевезены в Вену, каталогизированы и выставлены во дворце Шталльбург. В 1662 году они перешли во владение императора Леопольда I.

В период правления Карла VI к ним была присоединена значительная часть коллекции Фердинанда III, а также коллекция Леопольда-Вильгельма и самого Карла VI. В период правления Марии-Терезии и Иосифа II были приобретены картины больших форматов фламандских и итальянских мастеров. Эти картины первоначально украшали алтари церквей и монастырей. Но после закрытия последних были перевезены в Вену и первое время размещались в Верхнем Бельведере.

Среди полотен западноевропейской живописи в галерее Музея истории искусств находятся следующие шедевры: “Осень”, “Лето” (Арчимбольдо); “Мадонна” (Рафаэль); “Портрет молодой женщины в мехах”, “Цыганская Мадонна”, “Три философа” (Джорджоне); “Сусанна в купальне” (Тинторетто); “Портрет пожилой женщины в костюме пророчицы Анны” (Рембрандт); “Аллегория живописи” (Вермеер); “Инфанта Маргарита-Терезия”, “Инфант Филипп-Проспер” (Веласкес); “Вид Вены с Бельведера, “Фрайунг” (Б.Белотто (Каналетто)); “Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии” (Гольбейн); “Шубка”, “Автопортрет” Рубенс; “Христос, несущий крест” (Босх) и другие.

 

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: