Натурализм.jpg

Термин «натуральная школа» обозначает вид русского реализма в 40-60е годы 19 века, преемственно связанного с творчеством Н.В. Гоголя и развивавшего его художественные принципы. Главным теоретиком натуральной школы был В.Г. Белинский.

К натуральной школе относят некоторые произведения И.А.Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, А.И.Герцена, В.И.Даля и др. Натуралисты группировались вокруг журналов «Отечественные записки», позднее «Современник».

Основные принципы

Натуральная школа не обозначает единого направления и является понятием в значительной мере условным.Новизна художественных принципов школы выразилась в «физиологических очерках» - произведениях, ставящих своей целью передать точное фиксированное определение социальных типов («физиология» помещика, крестьянина, чиновника и т.п.) и их видовых отличий, социальных, профессиональных, бытовых особенностей и привычек.

Стремление к документальности, точной детали, использованием статистических и этнографических данных, внесение биологических акцентов сближали очерки с научным исследованием человека.

Однако Ю.Манн считает, что сводить натуральную школу только лишь к физиологическим наблюдениям – неверно, так как помимо подобных очерков основными жанрами натуралистов все-таки являлись роман и повесть.Именно в романе и повести нашел выражение конфликт между романтизмом и реализмом, была раскрыта эволюция персонажа, испытывающего непреодолимое воздействие социальной среды.

Своим интересом к скрытым причинам поведения персонажа, к законам функционирования общества как социального целого натуральная школа была близка к западноевропейскому реализму: «Человеческая комедия» О.Бальзака, «Ругон-Маккары» Э.Золя. В.Г. Белинский сравнивал романы Н.В. Гоголя и Ч.Диккенса.

Натуральная школа просуществовала сравнительно недолго. Уже в 60е годы 19 века писатели пересмотрели натуралистическую философию и поэтику. Фатальность человека перед обстоятельствами была опровергнута, и писатели стали больше углубляться в психологию своих персонажей.

Признаки «натуральной школы»

  1. Общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества).
  2. Критическое отношение к социальной действительности/
  3. Реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.