Публичная статья
79
9
0

Образ Раскольников в романе "Преступление и наказание"

Художественный образ - само по себе уже полноценное понятие, которое состоит из множества маленьких деталей, без которых создание полного портрета было бы невозможно. Порой для некоторых литературных персонажей автор использует прототипы, но и к ним добавляются новые фрагменты, для создания полноценной картины. Это делается для того, чтобы «переработанную действительность» преподнести в более идеализированном виде, то есть вписать определенный образ в литературное произведение.

Как пример, можно взять Родиона Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Данный литературный герой уже нес в себе три прототипа. Первый из них – 27-летний приказчик Герасим Чистов, который убил топором зимой 1865 года в Москве двух старух, дабы ограбить их хозяйку, мещанку Дубровиной. Он украл из сундука деньги, серебряные и золотые вещи. Жертвы его преступления были найдены в разных комнатах в лужах крови. Второй прототип Родиона – Александр Тимофеевич Неофитов – профессор всеобщей истории, и также родственник по материнской линии тётки Федора Михайловича. Ну и, пожалуй, самый близкий прообраз - Пьер-Франсуа Ласенер - французский преступник, для которого убийство человека по сути ничего и не значило, словно «выпить стакан вина». Ласенер оправдывал свои преступления, он писал стихи и мемуары, в которых утверждал, что он является «жертвой общества», мстителем, борцом с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, которая якобы была подсказана ему социалистами-утопистами.

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.» - вот какой образ внешности Родиона предоставляет читателям автор романа.

Сразу же представляется высокий статный молодой человек, перед которым вроде бы все двери открыты, но что-то постоянно ему мешает реализовать свой потенциал и воплотить свои идеи в жизнь. В его темных глазах скрывается некая тайна, взгляд его словно проникает сквозь людей, стены, и стремится куда-то за грани всего существующего. Черты лица его заострены, нос ровный, тоже заостренный, а губы сжаты узковатую линий, брови слегка нахмурены, что как раз и придает ему некое великолепие. Но вот его одежда, на которую Достоевский делает акцент, показывает его отдаленность от остальных людей, и понятна основная причина убийства старухи.

Внешность в комплексе с характером, стилем общения, привычка создает образ, которые, если честно, изобразить не так уж и просто. Ведь описать словами характера персонажа ещё вполне реально, а вот изобразить на иллюстрации куда сложнее.

Но хорошо с этим справился Илья Сергеевич Глазунов. Он любил произведения Достоевского, возможно поэтому он смог справиться с иллюстрацией романа. Родион у него вышел типичным героем-романтиком. Глазунов сделал акцент на выражение глаз, губ. Ведь именно лицо "говорит" о внутреннем состоянии героя. Художник смог передать переживания Раскольникова, его глубокую задумчивость. По выражению лица видно, как Раскольникову тяжело сосредоточиться на одной из множества своих мыслей, которые "порой мешаются".

Создание художественного образа – процесс не из легких. Особенно если автор создает образ персонажа в книге, а потом ставит перед художником сложнейшую задачу – иллюстрировать это. Но, как показывает практика, всё возможно. Главное, создать полный и точный портрет. А также подробно прописать характер героя.

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: