Биография и творчество

Родился-1886, умер-1980.

Кокошко.png

Оскар Кокошка — художник австро-немецкой школы — является одним из крупнейших представителей живописи экспрессионизма. Этот термин произошел от латинского слова — expressio — выражение. Он появился в десятые годы нашего столетия и стал обозначать широкое художественное течение, охватившее разные виды искусства. В экспрессионизме образы и формы внешнего мира подчиняются логике духовного выражения внутреннего мира художника. В 10-е и 20-е годы экспрессионизм стал ступенью художественного развития почти всех художников Северной Европы, особенно Германии. В экспрессионизме отразилось мучительное ощущение конфликта между человеком и обществом, субъектом и объективной реальностью — ощущение, охватившее западную интеллигенцию в период, предшествовавший первой мировой войне и после нее.

Детство, юность и молодые годы Кокошки связаны с Веной, городом, где сложился особый культурно-художественный климат. Искусство рубежа веков — югендстиль — здесь развивалось не в столь прихотливо-изысканных декоративных формах, как во Франции, но более тяготело к плоскостности и геометричности. Крупнейшим представителем югендстиля (иными словами, модерна) в Австрии был художник Густав Климт, возглавлявший венский «Сецессион» — объединение, где устраивались выставки современных австрийских, французских, немецких художников. Обратившись к живописи, Кокошка, который сначала учился в Венской художественной школе, а затем работал в Художественных мастерских, испытал большое влияние Климта, свойственной ему орнаментальности и тяги к сюжетам, проникнутым чувственными мотивами.

В мастерских Кокошка занимался графикой, делал эскизы для открыток, цветные литографии. Одновременно с занятиями искусством началась его литературная деятельность. Кокошка писал поэмы и драмы, в которых складывались основные черты, характерные в дальнейшем для экспрессионистического театра.

В Вене в начале нашего столетия жило немало выдающихся людей, известных всей Европе. Одним из них был доктор Зигмунд Фрейд, разработавший учение о психоанализе. Представление о подсознании, о тайных движениях человеческой души, о смутно сохраняемых воспоминаниях раннего детства, которые затем оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека, — все это повлияло на сложение художественных взглядов Кокошки. В 1911 году умер крупнейший австрийский композитор Густав Малер, предвосхитивший проявления экспрессионизма в музыке. С вдовой композитора — Альмой Малер — Кокошку на протяжении многих лет связывали близкие отношения. С ней он совершил путешествие в Италию, ее он изображал в своих картинах. Большое значение в творческой жизни Кокошки сыграло то, что он вошел в кружок, сложившийся вокруг выдающегося австрийского архитектора Адольфа Лooca. В практике Лooca совершался переход от архитектуры модерна к функционализму. Кокошка написал портрет Лooca. Он вообще писал много портретов, стремясь раскрыть в них психологическую глубину и индивидуальный характер человеческой личности.В 1908 году Кокошка создал один из самых известных своих портретов, изображавший доктора-психиатра А. Фореля. В портретах Кокошка обычно изображал человека в трехчетвертном повороте, резко обрисовывая контур его лица. Всегда очень выразительны у Кокошки и руки портретируемых.

Фон в его портретах всегда нейтральный, часто темный, и лицо модели на нем ярко вырисовывается. Черты лица утрированы, порой почти искажены, чтобы обострить их выражение.

С 1910 года завязались отношения Кокошки с известной галереей Пауля Кассирера, который выставлял его работы. В Берлине Кокошка экспонировал свои произведения с группой «Синий всадник», куда входили Франц Марк и Кандинский. В 1913 году, совершив путешествие по Италии, Ко кошка особенно увлекся искусством Тинторетто. Контрастность светлых и темных тонов в его живописи, стремление к передаче внутреннего духовного мира человека оказались близки австрийскому художнику. Некоторые исследователи полагают также, что на Кокошку оказали влияние мастера австрийского барокко. Во всяком случае, обращаясь к искусству прошлого, он черпал вдохновение не из опыта классики, Возрождения, а из искусства, умеющего передать тревожные состояния в жизни человека и природы.

В 1914 году, когда разразилась первая мировая война, Кокошка записался в кавалерию. На войне он был серьезно ранен. В 1917 году, как пишут его биографы, художник переживает тяжелый духовный и физический кризис. В начале 20-х годов, вновь обретя способность работать, Кокошка на протяжении нескольких лет ведет преподавание в Академии в Дрездене. Затем наступают годы путешествий и изгнаний. Вначале добровольно художник совершает поездки по Европе, Северной Африке и Переднему Востоку, а затем, когда фашисты распространяют свою власть на Австрию, он переселяется сначала в Прагу, откуда родом был его отец, а затем в Лондон, где живет до 1953 года. Последние годы жизни художник провел в Швейцарии.

После первой мировой войны к Кокошке приходит большая известность. Между 1924 и 1931 годами была устроена двадцать одна выставка его работ. На сцене шли написанные им пьесы. Кокошка продолжает работать в жанре портрета. По выражению одного из критиков, он как бы рентгеновскими лучами просвечивает душу человека и в портрете предсказывает его дальнейшую судьбу.

В 1920-е годы художник начинает много работать над пейзажами. Он пишет виды Дрездена, Флоренции, а затем Праги и Лондона. В пейзажах Кокошки обычно взята высокая точка зрения, дается панорамный охват избранного вида. Одним из первых пейзажей Кокошки был вид дикой природы — «Гора Тре-Крочи в Доломитовых Альпах», — напи санный в 1913—1914 годах. Затем художник обращается по преимуществу к изображению видов больших городов.

Пейзажи Лондона, написанные австрийским художником, можно сравнить с произведениями Клода Моне и Андре Дерена, которые также обращались к лондонским мотивам. Как бы ни были несхожи между собой два французских художника, их пейзажи составляют гармонию красок и тонов, передают зрительный облик города. Кокошка как бы стремится уловить душу города, его характер. Пейзажный мотив, составленный из домов, мостов и улиц, в его картинах тяготеет к тому, чтобы раствориться в окружающем его бескрайнем пространстве. Это создает ощущение зыбкости, подвижности городского вида.

Характерной чертой всей живописи Кокошки является необыкновенная обостренность его художественного видения, гиперболизирующего и заостряющего реально существующие черты действительности. Эту особенность своей художнической позиции Кокошка обосновывал теоретически. Он писал, что видение представляется ему как неожиданно возникающее состояние, как первый взгляд, как первый крик только что родившегося ребенка. Осознание видения, по мнению Кокошки, является основным свойством жизни. Человеческое сознание Кокошка называет могилой реальных вещей, где их образы испускают дух.

В творчестве Кокошки всегда присутствует трагическое начало, но оно соединяется с лирическим восприятием мира, что особенно заметно в его пейзажах. В портретах Кокошки с их глубокой проникновенностью в душу и характер человека, ощущаются реалистические черты, что делает их значительными документами духовной жизни общества.

В лучших своих произведениях Кокошка преодолевает зыбкость форм и субъективизм, свойственные экспрессионизму, и раскрывается как яркий представитель австрийской культуры XX века.

Работы

"Автопортрет"

Автопротрет4.jpeg

"Любовники"

Любовники.jpeg

"На коленях"

Колени.jpeg