Leonid andreev.jpg
Литературный процесс в России имеет существенные различия с европейской традицией. Это обусловлено множеством факторов: географическим положение нашей страны, особенностями исторического и экономического развития, менталитетом.

Сравнительный анализ образов главных героев в русских и зарубежных романах о художнике

Сравнительный анализ образов главных героев в русских и зарубежных романах о художнике: «Мартин Иден» Дж.Лондон, «Творчество» Э.Золя, «Гений» Т. Драйзер, «Мастер и Маргарита» М.Булгаков, «Доктор Живаго» Б.Пастернак, «Пушкинский Дом» А. Битов.

Портрет. В иностранных романах преобладает детальное описание внешности, экспозиционный развернутый портрет (чаще в начале произведения), особое внимание уделяется элементам одежды. В русских романах описание схематичное или же отсутствует. Мы не знаем, как выглядел доктор Живаго в одноименном романе, внешность Лёвы из «Пушкинского Дома» описывается только в конце произведения (это скорее обусловлено литературным направлением, чем желанием более точно воссоздать образ героя), внешность Мастера раскрывается несколькими деталями.

Особое место уделяется роли женщины в судьбе художника.

Мастер бросает свою первую жену ради Маргариты, Живаго оставляет Тоню из-за Лары, Лева не может определиться между тремя женщинами. У зарубежных героев мы наблюдаем ту же особенность: Мартин расстается с Руфью, брак Клода и Кристины несчастен, а Юджин слишком любит женщин, чтобы целиком посвятить себя одной.

Если в зарубежных романах неудача в личной жизни объясняется несовместимостью искусства и любви, то в русских романах женщина помогает художнику, направляет его, вдохновляет (Мастер и Маргарита, Доктор Живаго).

Однако в целом поступки русских и зарубежных творцов противоположны.

Русский художник пассивен (Мастер сжигает рукопись, Лева не печатает статьи, стихи Живаго носят форму дневниковых записей и не печатаются). Художник находится в постоянной рефлексии.

В зарубежной литературе художник активен. Из трех исследуемых романов – в двух художники добились популярности при жизни.

В романе Драйзера Юджин стремится к материальным благам и на время даже отступает от увлечения живописью.

В зарубежных романах так или иначе искусство представлено как желание заработать деньги. Пусть, это не первостепенно, однако Мартин постоянно считает слова в своих рассказах, Юджин мечтает, что его картины будут стоить несколько тысяч долларов, а Клод находится в отчаянье, потому что не может заработать достаточно денег, чтобы прокормить семью.

В русских произведениях герои даже не думают о прибыли. Их интересует искусство само по себе.
В русской литературе творческая личность осмысляется иначе, чем в американской и европейской. Русский художник стремится к единению с природой. Искусство для него – это в первую очередь способ познания мира и стремление найти в нем свое место.