Биография

Жюльен-Франсуа Танги родился в 1825 году в семье ткача, свою трудовую деятельность начинал штукатуром. 23 апреля 1855 года в Сен-Бриё он женился на Рене Бриен (фр. Renée Briend ), уроженке Ильона. В 1860 году супруги переехали в Париж.

Скромный служащий Восточной компании, Танги около 1865 года стал краскотером в фирме Эдуар, поставляющей материалы художникам. В 1868 году он оставил фирму и завел собственное дело, став торговать материалами для живописи вразнос. С товаром за спиной он обходил живописцев, работавших на пленэре в Понтуазе, Аржентее, Овер-сюр-Уазе, Фонтебло. Он прекрасно разбирался в своем деле, к тому же обожал новую живопись, бывшую в те годы объектом жестоких насмешек.

Лео Ларгье в своей книге о Сезанне так описывает Танги: «Он знал палитру каждого художника и, распаковывая свой товар, никогда не предложил бы Сезанну краски, которыми пользовался Клод Моне для своего трепещущего света и своих лучезарных туманов с розовыми и золотыми отблесками. Для Поля Сезанна папаша Танги сразу открывал коробки с неаполитанской желтой, красной охрой, вермильоном, персиковой черной и краплаками».

Жюльен-Франсуа Танги

В 1870 году, во временами  Коммуны, он состоял в Национальной гвардии, в одном из боев попал в плен и был отправлен в тюрьму Сатори. Теодор Дюре в своей книге об импрессионистах пишет: «Его судили военным судом. К счастью, офицеры, ведшие следствием, не поинтересовались, что за картины он продавал, потому что, если бы представили их на суд, его наверняка осудили бы и расстреляли. Его оправдали, и он вернулся к своему делу».

Его освободили по настоянию Жоббе-Дюваля — посредственного художника и влиятельного чиновника.

В 1873 году Танги обосновался на Монмарте на улице Клозель. В его лавке, выкрашенной в голубой цвет, торговля шла не очень бойко, несмотря на очень низкие цены. Как пишет Ларгье, «за две сотни франков у него можно было приобрести 3 или 4 картины: одну Сезанна, одну Писсаро и одну Ренуара или Клода Моне, Монтичелли и Сислея». Однако Танги, будучи человеком скромным и умеренным, довольствовался самым незначительным доходом. Гораздо важнее для него была возможность общаться с художниками, картины которых он так любил.  Входя в положение художников, людей по большей части небогатых, он отпускал холсты и краски в долг или брал плату картинами. За отеческое отношение он получил среди художников и коллекционеров прозвище «Папаша Танги».

Танги был одним из первых, кто проявил интерес к движению импрессионистов, приобретал и выставлял картины представителей этого направления.  Его лавка была местом встреч импрессионистов, которые приходили сюда, чтобы поделиться новостями и обменяться идеями с коллегами: среди постоянных посетителей лавки на улице Клозель были Сезанн, Гоген, Писсаро, Гийомен, Ван Гог, Сёра, Синьяк. К Танги заходили более крупные коллекционеры и торговцы живописью. Например, именно у него Амбруаз Воллар впервые познакомился с работами Сезанна. Будучи простым, необразованным человеком, папаша Танги любил живопись, тонко чувствовал ее. До самой смерти он бережно хранил свой портрет, написанный Ван Гогом.

Van Gogh - Portrait of Pere Tanguy 1887-8.JPG

Танги умер в 1894 году в Париже.