Поль Дюран-Рюэль (31 октября 1831 — 5 февраля 1922) — французский коллекционер, который один из первых стал финансово поддерживать художников и организовывать персональные выставки.

Биография

Поль Дюран-Рюэль родился в семье художника в Париже, с 1851 года работал в галерее отца, торгующей главным образом картинами художников Барбизонской школы. В 1855 году Поль унаследовал от отца магазин художественных принадлежностей. В 1869 году открыл новую галерею на улице Лепелетье, 11.

Свои принципы Дюран-Рюэль сформулировал в 1869 году так: «Настоящий торговец картинами должен быт также любителем и знатоком, готовым поступиться очевидной сегодняшней выгодой ради своих художественных склонностей и предпочитающим не объединяться со спекулянтами, а бороться с ними».

В 1870 году Поль начал покровительствовать импрессионистам, а в 1871 году в Лондоне Дюран-Рюэль познакомился с Моне и Писсарро, и этот год становится поворотным не только в его карьере, но и в судьбе нового движения. С 1872 года он стал единственным торговцем картинами, на которого могли рассчитывать художники из «Салона отверженных», они уступали свои полотна за минимальные цены ради возможности заниматься творчеством. В этом же году в лондонском отделении галереи открылась первая большая выставка художников, которых через два года назовут импрессионистами.

Дюран-Рюэлю принадлежит честь открытия импрессионизма, художественного направления, в те годы не признанного ни публикой, ни академической элитой, ни прессой. Он шел на риск, делая ставку на новое искусство. В 1872 году он купил все доступные работы Мане за 32 000 франков. Оказывал постоянную поддержку Моне и другим художникам, ссужая их деньгами и покупая их картины, даже когда сам остро нуждался в средствах. Не раз он был на грани банкротства, продавал «с молотка» свою коллекцию. Но лишь «поднимался на ноги», снова начинал помещать свой капитал в живопись импрессионистов, свято веря в их блестящее будущее, которое он сам во многом определил. 

13 марта 1886 года он отправился в Нью-Йорк и открыл там выставку, благодаря которой Мане, Моне, Дега, Ренуар, Писсарро и Сислей получили в Америке официальное признание. После этого он решил открыть в Нью-Йорке отделение своей галереи.

Поль Дюран-Рюэль

С ноября 1890 по май 1891 года Дюран-Рюэль издавал в Париже журнал «Ар дан ле дё монд», в котором публиковались статьи о творчестве импрессионистов, написанные самыми блестящими критиками того времени.

Именно капиталу Дюран-Рюэля мы обязаны обилием импрессионистских полотен. Он постоянно устраивал выставки и аукционы работ импрессионистов, причем не только в парижской галерее, но и в ее филиалах в Европе и Америке. Дюран-Рюэль был первым торговцем, ставшим практиковать эксклюзивный принцип работы с художником, что давало ему гарантии на рынке, а художнику – авансы и уверенность в завтрашнем дне.

Его непреходящая заслуга состоит в том, что еще в 19 веке он создал современную систему коммерческих отношений художника и торговца: ее основные принципы – защита интересов «своих» художников, установление и удержание цен, организация персональных выставок, рекламная кампания, постоянный поиск новых заказчиков и клиентов. Дюран-Рюэль не проявлял интереса к неоимпрессионизму и постимпрессионизму. Его любимыми художниками до конца дней оставались барбизонцы. И, конечно, импрессионисты, которых он открыл миру. В 1911 году Поль Дюран-Рюэль ушел от дел, передав владение фирмой своим сыновьям.

За несколько лет до смерти в своих мемуарах он рассказал о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться как торговцу картинами.

5 февраля 1922 года Поль Дюран-Рюэль скончался.