Авторская статья
177
17
0

Понятие точки зрения в художественном произведении

Понятие точки зрения в художественном произведении

«Точка зрения в литературном произведении - положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор - как в отношении «объема» (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой - выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора. Различные варианты точек зрения взаимосвязаны, но и в каждом отдельном случае может быть акцентирован один из них».

Виды точек зрения:

 а) идеологическая - видение предмета в свете определенного мировосприятия, которое передается разными способами (начиная от эпитетов и продолжая речевой характеристикой персонажа, свидетельствующей о его индивидуальной и социальной позиции, и заканчивая соотношением разных стилистических планов в авторской речи);

б) различие точек зрения в плане фразеологии - автор описывает разных героев различным языком или вообще использует в том или ином виде элементы чужой или замещенной речи при описании (например, смена наименований одного и того же лица);

в) точки зрения в плане пространственно-временной характеристики - фиксированное и определяемое в пространстве и времени место рассказчика, которое может совпадать с местом персонажа;                                                                                                                             
г) точка зрения в плане психологии - различие между двумя возможностями для автора: ссылаться на то или иное индивидуальное сознание, оперировать данными какого-то восприятия или стремиться описывать события объективно, основываясь на известных фактах.

Герои и персонажи

Любой герой в литературном произведении является персонажем, но не всякого персонажа признают «героем».

Герой - главное действующее лицо, носитель основного события в литературном произведении, а также значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей.

Герой отличается от других персонажей в первую очередь своей значимостью для развития сюжета: без его участия не могут состояться основные сюжетные события. Он противостоит иным персонажам и как субъект высказываний, доминирующих в речевой структуре произведения.

Среди действующих лиц в произведении героя выделяет инициатива, равно как и способность преодолеть препятствия, непреодолимые для других.
В литературе важнейшую формообразующую и смыслоразличительную роль играет вопрос о выборе. В сказке, например, он отсутствует, а в романе предопределен. Инициатива литературного героя не обязательно должна быть активно-боевой; она может быть и пассивно-страдательной или сочетать в себе то и другое на равных правах.

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: