Поток-сознания.jpg
Поток сознания - концепция изображения реальности в душевной жизни персонажей, получившая распространение в англоязычной модернистской литературе первых десятилетий 20века.

История возникновения

Предвестиями потока сознания принято считать произведения, кульминационные эпизоды которых написаны в форме внутреннего монолога (Л.Толстой «Анна Каренина», Г.Флобер «Госпожа Бовари» и др.).
Термин «поток сознания» был введен американским ученым У.Джеймсом. Он утверждал, что сознание человека как «река» или «поток», а «субъективная жизнь» - единственная человеческая реальность. Поток сознания стали использовать в литературе с целью добиться наиболее достоверной картины действительности.

Поток сознания в литературном произведении

«Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» сознание персонажей. Автор же заинтересован в том, чтобы опубликовать воображаемую внутреннюю жизнь его вымышленных героев для ознакомления читателя, обычно невозможного в реальной жизни. Достигается это в основном двумя путями — повествованием и цитированием или внутренним монологом. При этом часто ощущения, переживания, ассоциации друг друга перебивают и переплетаются, подобно тому, как это происходит в сновидении.
В отличии от внутреннего монолога, поток сознания является основным сюжетным составляющим произведения.Такое повествование создает обрывочность и нелинейность сюжета, но все эмоции, ощущения, фрагменты воспоминаний, которые возникают в голове у персонажа, воспроизводят реальное течение жизни, в которой отсутствуют органические связи.
Поток сознания дает возможность описать потаенные желания и психологические комплексы персонажей, воссоздав сокровенный мир человека, без каких-либо умолчаний.
Одной из первых «поток сознания» в литературе применила Г.Стайн, ученица У.Джеймса, в цикле повестей «Три жизни» и в романе «Становление американцев». Наиболее многогранно «поток сознания» использован в центральном произведении модернисткой литературы – романе «Улисс» Дж.Джойса.