Публичная статья
148
15
1

Приемы работы с агрессией

Агрессия – это не только нанесение физического вреда или сильные и громкие выражения. Агрессивное воздействие оказывают сарказм и ирония, равно как и тихие, иногда даже медоточивые речи, которые к делу не относятся и только приводят к деградации личности того, кому они предназначены. Чем более «причесанной» и изощренной является агрессия, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях.

агрессия

Приемы работы с агрессией

Приемы работы с агрессией не обязательно меняют фон общения с агрессивного на нейтральный или положительный. Как и любой прием, они не являются универсальными. Но вместе с тем приемы работы с агрессией позволяют вам оставаться вне конфликтного взаимодействия.

Основной принцип предотвращения разворачивания конфликта – это умение предвидеть развитие ситуации по негативному сценарию (система контролируемого страха).

Необходимо настроить свое сознание на анализ возможных путей развития ситуации и после этого действуйте, сознательно беря на себя ответственность за последствия.

1. Метод «прогнозируемых последствий»

Используется как демонстративная тактика уверенности, позволяющая поделить ответственность с собеседником за развитие ситуации. В ситуации давления или начала конфликта человек озвучивает для агрессора возможные сценарии развития ситуации, предлагая другой стороне выбрать наиболее приемлемый.

2. Метод «Кавычки»

Предложен Милтоном Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица, и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: «К моему другу подошли тоже с одной просьбой. Знаешь, что он ответил? А пошли бы все…!»; «Какие все-таки агрессивные люди стали».

3. Метод «Уход в безэмоциональность»

При использовании данного метода Вы резко замедляете темп общения, начинаете общаться с собеседником с ровной, однотонной интонацией, смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса.

4. Метод «доведение до абсурда»

В ответ на заявления предлагается – без возражения, с некоторым согласием – образ развития ситуации, рационализация последствий, который явно неприемлем для другой стороны.

- Папа, я решил жениться.

- Хорошо, сынок. Но учти: семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, подумай, что тебе важней все или семья.

5. Метод «Свернутый контакт»

Метод заключается в умении провести демонстрацию уверенного поведения, например, в ответ на неконструктивную критику вместо реакции обиды или ответной агрессии сказать фразу типа: «Хорошо, я подумаю над этим». Подобный ответ демонстрирует Вашу защищенность и показывает,  что ситуацией выбора управляете только вы.

6. Метод «Другая роль»

В этом методе используется стратегия расширения спектра игрового поведения. Человеку даются сигналы, что на самом деле у вас есть защита в лице третьей силы, и стоит подумать, прежде чем  вступать с вами в конфликт.

Шмидт видит своего друга, переходящего улицу в неположенном месте. И подходит к нему как раз в тот момент, когда полицейский останавливает его и требует, чтобы он уплатил штраф.

- Вам разрешено штрафовать министра? спрашивает Шмидт.

Полицейский, немного подумав, вежливо прощается и уходит.

- Ты министр? спрашивает друг.

- Нет, отвечает Шмидт, я просто так спросил.

7. Метод «парадоксальной интенции»

Ззаключается в том, чтобы поступать полностью в несоответствии с тем, чего ожидают от вас агрессоры, использовать прием, разрушающий поведение противника.

- Ну и идиот же ты!

- Что ты этим хочешь сказать?

- Нет, ты не только идиот, но еще и дурак!

- Это  я услышал, что же ты все-таки хочешь этим сказать?!

8. Метод «Зато»

В нем используется прием подбора позитивного противовеса, который помогает изменить общую оценку ситуации.  В этом приеме вы как бы неявно соглашаетесь с содержанием высказывания оппонента, но вместе с тем демонстрируете явное преимущество вашего положения: «Не слишком ли вы молоды, чтобы работать с нами?»  - «Зато мы энергичны и ориентированы на достижение высоких результатов!»

- Боже, посмотри! Пока нас не было дома, у нас украли всю мебель!

- Не стоит огорчаться. Зато, вон, видишь, у стенки запонка, которая давным-давно закатилась под диван.

9. Метод «Демонстративная реакция»

При использовании данного приема человек, ставший объектом агрессии, иронично описывает то состояние, которое желает достичь агрессор, прибегает к утрированной демонстрации испуга от действий кого-либо. «Да-да, я страшно испугался и весь дрожу». Естественно, что в такой форме он больше работает на демонстрацию вашей психической защищенности и скорее способствует агрессии.

10. Метод «Функциональная роль»

В ситуации развития агрессии человек прибегает к какому либо объективному обстоятельству, которое логически определяет его действия. Помните, как этим мастерски пользуются «ответственные лица», предлагая бороться с системой, а не с ними.

- Официант, почему в супе муха?!

- Сэр, я обязан обслуживать клиентов, а не разгадывать приметы.

11. Метод «Сиреневый туман»

Заключается в использовании тактики словесного запутывания оппонента. При этом ваше встречное высказывание не противоречит общему смыслу высказывания оппонента и даже как бы его развивает. Другое дело, что в вашем тексте происходит переформулирование высказывания вашего собеседника. Таким приемом, мастерски пользовался М.С. Горбачев. «Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с начальством!» «Да, Михаил Иванович, нам давно необходимо обсудить, что можно воспринимать как корректное поведение и на каких моментах нам стоит остановиться, чтобы в целом наше общение не препятствовало решаемым задачам…»

12. Метод «Я-высказывание»

Этот прием условно можно разбить на три элемента.

«Когда…» – после этого вступления идет описание происходящего процесса: когда на меня повышают голос, когда на меня давят и т.д.

«Я обычно…» – после этой связки идет описание собственного состояния или ощущений: я обычно теряюсь, у меня обычно пропадает желание общаться и т.д.

«Давайте…» – после этого слова идет предложение изменить правила взаимодействия: давайте спокойно обсудим, давайте попытаемся проанализировать и т.д.

13. Метод «Вам важно»

Технология заключается в вашем умении заметить и зафиксировать ту потребность. Из-за которой агрессор пытается развязать конфликт. При этом необходимо получить его подтверждение того, что вы правильно отобразили его состояние. «Почему вы всегда приходите на переговоры в таком распущенном виде?» -«Вам важно, чтобы люди,  с которыми вы разговариваете, имели соответствующий деловой имидж?»

14.  Метод «Радости и гадости»

Метод прост, как все сложное и сложен, как все простое. Он заключается в умении сказать встречный комплимент, направленный в тему агрессии, но изменяющий стиль сообщения. В ответ на предыдущую претензию ответ мог бы звучать, например, таким образом: «Спасибо, что вы обратили внимание на важную деталь мой внешний вид. Я постараюсь с этим поработать». Этот прием достаточно часто используется в переговорах высокого ранга, помогая снизить уровень негативных эмоций.

Это пример всего лишь  нескольких приемов, позволяющих сознательно работать с агрессией собеседника. Если человек владеет спектром возможных реакций, он будет более защищен, чем тот, который идет на поводу стереотипного реагирования.

 

Источник: Helperia

Комментарии:
21 августа 2018 года
Комментарий от Aphrodite
0

+


Ваш комментарий: