Авторская статья
126
13
1

Проторенессанс в Италии - искусство с собственным лицом.

       Проторенессанс – явление характерное исключительно для Италии. Развитие его тенденций приходится на вторую половину 13 и первые десятилетия 14 века. В этот период культура еще тесно связана со средневековыми традициями. 

     Для итальянской архитектуры этого времени характерно распространение готики, особенно в городах северной Италии. Данный стиль проник сюда из Франции, однако приобрел существенные изменения. Итальянские архитекторы заимствуют систему конструкций и ограничиваются применением декоративных элементов. 

     В основу классической готики входит несколько основных принципов. Во-первых, готика, возникшая как идея для решения храмовой архитектуры, предполагает обозримо-прозрачное внутреннее пространство, достигаемое при помощи новых конструктивных решений. Стена истончается и вытягивается, а значит, собор растет ввысь, тянется к небу. Это второй принцип – подчеркнутый вертикализм. В идею готических храмов архитекторы вносят третий принцип – теперь эти храмы полны света, чему способствуют большие окна. Внутри мастера стараются создать живописный контраст света и тени с помощью самого пространства, ритм колонн и арок создают движение к алтарю. Стремление приблизиться к Богу выражается и в декоре, в многообразии скульптурных элементов на фасаде здания. 

     Так что же заимствуют итальянские архитекторы? Конструкцию! Однако это не копирование. В основе итальянцев остается все то же мышление, а готические приемы наслаиваются на античные традиции. В качестве основы могут использоваться старые крепостные стены, или архитекторы просто перестраивают изначальное здание, «переодевают» его.

    Итальянские мастера используют заимствованные приемы с некой осторожностью. Моделями для них служат массивные и грузные церкви францисканцев, а также античное наследие предков. В этом и кроется коренное отличие от французской «воздушности». Об ориентированности итальянской архитектуры рассматриваемого периода на Францию говорит общий план – романская основа с наслоением готических приемов в решении пространства. Чувство пропорций сохраняется. Остается и легко обозримое пространство. Каркас же обычно замаскирован, толщина стены не претерпевает изменений. Готические башни заменяются куполами, применяются плоские и двускатные перекрытия.  Здания лишаются колокольни. Теперь она является отдельно стоящей башней. Живописные пучкообразные столбы заменяются схожими с колонной гладкими восьмигранными и круглыми. Широкое распространение получают лишь отдельные элементы готики, такие как стрельчатые арки и розы. В своей же основе собор остается размеренным и статичным, что говорит о национальном восприятии, о выражении духа самой Италии.

     Одним из ранних примеров итальянской готики можно назвать церковь Сан Франческо в Ассизи (начата в 1228, нижняя церковь закончена в 1230, верхняя строилась между 1232 и 1239 годами). 

Ассизи

 

     Ключевыми соборами Проторенессанса можно назвать соборы в Сиене и в Орвието.

Собор в Сиене

     Сиенский собор был построен за период с 1215 по 1263 год.

Собор в Орвието

     Одним из «центров» проявления готики можно считать Флоренцию. Почти все церкви здесь особо сильно связаны с ренессансными традициями и отличаются большей строгостью.

     Один из главных памятников искусства города – собор Санта Мария дель Фьоре. (Его начал строить Арнольфо ди Камбио еще в 1296 г. Однако после его смерти в 1310 г. строительство было остановлено, и собор был закончен уже в период Раннего Возрождения). 

     Более ранний флорентийский проект Арнольфо ди Камбио – церковь Санта Кроче, возведение которой было начато в 1295 году. 

     Немного отдельно стоит зодчество Умбрии. Здесь широкое распространение получили зальные церкви. Образцом таких церквей можно назвать церковь Сан Фортунато в Тоди. Начало ее возведения приходится на конец 13 века, а достраивалась она в 14-15 веках. 

     Наиболее значительным и готическим памятником итальянской архитектуры является Миланский собор. Начатый в 1386 году создавался не один век. Его авторами называются приглашенные выходцы из Франции и Германии, что и оправдывает близость памятника к истинному духу готических сооружений.

    Говоря о готических тенденциях, невозможно обойти стороной и гражданскую архитектуру. К примеру, палаццо Веккио (1298 – 1314). 

     Своеобразные переплетения разных культурных традиций можно проследить в архитектуре Венеции. Например, знаменитое палаццо Дожей. 

          Итальянская готика периода Проторенессанса и Раннего Возрождения  – своеобразная трактовка вкусов севера. Она чужда классическим приемам французов и немцев. Это проявление привнесенных  традиций на основе национального самосознания. Это искусство с собственным лицом.

Источник: Helperia

Комментарии:
15 июля 2018 года
Комментарий от vikeyvikey11
0

Очень интересно


Ваш комментарий: