Психологизм.jpg
Психологизм – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Формы психологического изображения

1. Прямой («изнутри»). Путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутреннего монолога, образов памяти и воображения;
2. Косвенный («извне»). Психологическая интерпретация писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики».
3. Суммарно-обозначающий. Прямое называние автором чувств и переживаний, происходящих в душе героя.

Структура и элементы психологизма

Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения. Как правило, в произведениях подчеркнуто психологического характера писатель акцентирует внимание на внутренних, а не на внешних деталях.

В «психологическом принципе письма» находится больше описаний внутреннего состояния персонажа, чем описаний его внешнего вида. Психологизм заставляет внешние детали работать на изображение внутреннего мира. Внешние детали и в психологизме сохраняют, конечно, свою функцию непосредственно воспроизводить жизненную характерность, непосредственно выражать художественное содержание. Но они приобретают и другую важнейшую функцию – сопровождать и обрамлять психологические процессы. Предметы и события являются при таком подходе материалом для размышления, поводом к рассуждению и могут ничего не значить без соотнесения с внутренним миром героя.

'Внешние детали' (пейзаж, мимика и жесты, портрет) не являются непосредственным способом выражения психологизма, но при соответствующем окружении приобретают дополнительные функции. Не любой портрет характеризует героя с психологической точки зрения, но в комплексе с психологическими деталями, портрет приобретает новое значение. Однако не каждое внутреннее состояние можно передать через жесты и мимику или через аналогию с состоянием природы. Некоторые моменты внутренней жизни, такие как интуиция, догадка, ассоциации, воспоминания, не могут быть изображены через внешнее выражение.

Большое значение для создания психологизма имеет повествовательно-композиционная форма: повествование может вестись от первого или от третьего лица. Повествование от первого лица сосредоточено на психологической самооценке и психологическом самоанализе, что в принципе и является основной целью произведения. Однако такое повествование имеет два ограничения: невозможность одинаково полно и глубоко показать внутренний мир многих героев и однообразие психологического изображения, что придает произведению монотонность.

Другой, более нейтральной формой является повествование от третьего лица, или авторское повествование. Это именно та художественная форма, которая дает возможность автору ввести читателя во внутренний мир персонажа, показать его наиболее подробно и глубоко. Одновременно автор может интерпретировать поведение героев, давать ему оценку и комментарий. В такую форму повествования свободно включаются внутренние монологи, отрывки из дневников, письма, сны, видения и т.д. Психологическое повествование от третьего лица позволяет изобразить внутренний мир многих героев, что является трудностью при повествовании от первого лица.

К психологизму относятся сны и видения, персонажи-двойники, которые дают возможность автору раскрыть новые психологические состояния. Основная их функция – введение в произведение фантастических мотивов. Но при психологическом изображении эти формы приобретают другую функцию. Бессознательные и полубессознательные формы внутренней жизни изображаются как психологические состояния и соотносятся в первую очередь не с сюжетом и внешними действиями, а с внутренним миром героя, с другими его психологическими состояниями.

Еще один прием психологизма, получивший распространение лишь во второй половине XIX века, – умолчание. Он возникает в тот период, когда читатель начинает искать в произведении не внешней сюжетной занимательности, а изображения сложных и интересных душевных состояний. Тогда писатель в какой-то момент мог опустить описание психологического состояния героя, позволяя читателю самостоятельно произвести психологический анализ и додумать, что переживает герой в данный момент. Такое умолчание делает изображение внутреннего мира очень емким, потому что писатель ничего не конкретизирует, не ограничивает читателя определенными рамками, дает полную свободу воображению. В таких эпизодах психологизм не исчезает, он существует в сознании читателя. Наиболее широкое распространение этот прием получает в творчестве А.П.Чехова, а позднее – у других писателей XX века.

Список использованных источников

1. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы. Учебное пособие, – М.: Флинта, 2011. – 176 с.
2. Страхов И.В. Психология характера, – М., 1970 – 237 с.