Одним из ярких примеров литературы абсурда является рассказ Самюэлла Беккета «Ping». Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Каждое произведение постмодернистской литературы имеет ряд особенностей, которые можно обобщить тремя основными принципами, выделенными еще лингвистом Ильиным:

  • неполное с точки зрения грамматики оформление предложений;
  • семантическая несовместимость слов и словосочетаний;
  • необычное типографическое оформление предложений.

В чем его особенность?

Рассказ «Ping» сложно поддается переводу на русский язык без утраты своих особенностей, поэтому говорить будем о его англоязычной версии.

«Ping» представляет собой «поток сознания». Для наглядного представления специфики такого рассказа, предлагаю ознакомиться с первым его предложением:
«All known all white bare white body fixed one yard legs joined like sewn...»
Одним из главных морфолого - синтаксических признаков рассказа в литературе абсурда является полное разрушение синтаксиса. 

Если внимательно прочитать текст, то  становится очевидным, что на уровне предложения синтаксис действительно разрушен – хаотичный порядок слов и отсутствие личных форм глагола, выступающих обычно в роли сказуемого, нарушения пунктуации. На уровне текста тоже есть нарушения. 70 предложений, из которых состоит рассказ, не разделены на абзацы, что затрудняет выделение смысловых блоков.

Описание с регулярным повтором одних и тех же лексических единиц можно считать аномальным, поскольку оно ведет к сложностям в интерпретации смысла. Так как структура и синтаксис в рассказе нарушены, при интерпретации следует уделять особое внимание семантике, т.е. смыслу.

Самюэлл Беккета«Ping»

Как интерпретировать смысл рассказа "Ping"?

Основной сложностью является определение главного действующего лица. Читателю неясно о ком идет речь – нет информации ни о гендерной принадлежности  человека, ни о его (или её) физическом состоянии и  социальной жизни. Известно лишь что это человек (автор описывает части тела), находящийся в некой комнате (описание пола, стен и потолка дает нам это понять).

Загадка заключена в физическом и психоэмоциональном состоянии. Такие детали как описание времени вспышками, частые повторы образов в сочетании с описанием зрительного восприятия позволяют предположить, что человек находится в состоянии агонии или же без сознания. Ключевую роль в интерпретации играет выбор и использование качественных прилагательных, обозначающих цвета. 91 раз повторяется прилагательное белый ( определяет тело и пространство). Другие цвета (серый, черный, синий, розовый) используются по отношению к телу реже и в конечном итоге меркнут до белого.

В рассказе четко прослеживается параллель между использованием цветов и наличием признаков жизни у персонажа. Вместе с заменой всех цветов на белый исчезают проявления жизни человека (тело и конечности полностью белые, лицо и глаза побледнели и обездвижились).

"Ping" доказывает правдивость основных принципов литературы постмодернизма:

  • постмодернистские тексты действительно имеют множество интерпретаций, каждая из которых имеет право на существование;
  • литературе постмодернизма характерно намеренное нарушение норм, присущих определенной языковой системе;
  • литература абсурда отличается ярко выраженным хаотичным порядком изложения, что усложняет ее смысловое восприятие;
  • рассказ-описание в литературе абсурда действительно характеризуется разрушением синтаксиса и аномалиями описания.